Продажа картин и других произведений искусства

По виду изобразительного искусства

По жанру

По технике исполнения

По стилю

По интерьеру


Картины по тематикам
Картины по художникам

Биография художников:

Русские художники
Зарубежные художники


Искусство лечебной живописи

Поленов Василий Дмитриевич (1844— 1927)


Главная » Русские художники » XIX (19 век) » Поленов Василий Дмитриевич

Творчество и биография - Поленов Василий Дмитриевич

Поленов Василий Дмитриевич, русский исторический живописец и музыкант.

Родился в Петербурге в художественной семье. Мать — художница, отец — знаменитый археолог и библиограф, член Академии наук, знаток и любитель искусств. В детстве обучался музыке. Окончил гимназию в Петрозаводске и поступил в Академию художеств (1863) в класс исторической живописи и одновременно на юридический факультет Петербургского университета. Однако он не бросил и занятий музыкой и некоторое время пел в Академическом хоре. Еще в годы учебы посетил Германию и Францию, восхищаясь Р. Вагнером и Ж. Оффенбахом.

В 1870 за картину «Христос воскрешает дочь Иаира» получил большую золотую медаль. Окончив университетский курс (1872), отправился за границу в качестве пансионера. Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь. Долго жил в Париже вместе со своими друзьями И. Репиным, В. Васнецовым, А. Боголюбовым. Близкое знакомство с И. Тургеневым позволило ему посещать салон П. Виардо. Здесь он познакомился с Э. Золя, Ж. Ренаном и Ш. Гуно. За картину «Арест графини д'Этремон» в 1876 получил звание академика. Вернувшись из-за границы в Россию ранее положенного срока, Поленов участвовал добровольцем в сербско-черногорско-турецкой войне. В 1877 состоял при главной квартире наследника (Александр III) на турецком театре военных действий. Его задача состояла в изображении эпизодов русско-турецкой войны. По окончании войны (1878) поселился в Москве. Сразу же принял участие в выставке товарищества передвижных выставок своей картиной «Московский дворик» (1878). Эта работа положила начало новому этапу творческой биографии художника.

Сейчас вы не узнаете на ней Москву, скорее подумаете о провинциальном городке или даже деревне, но тогда на задворках центральных улиц древней столицы встречались и такие удивительно милые и откуда-то знакомые пейзажи. Все в нем родное и близкое: фигурка ребенка на первом плане, дощатый забор, неброские полевые цветы и словно врастающие в чистое небо маковки церкви...

Поленов средствами живописи утверждает важную и, по существу, очень простую истину: поэзия и красота — вокруг нас, в привычном течении повседневности, в окружающей нас природе. Красота — в ощущении радости бытия и гармонии, пронизывающем вид дворика на городской окраине: июньское солнце, еще весенняя чистота свежесть травы, легкие, невесомые облачка в высокой голубизне неба над островерхими колокольнями и луковками московских церквей, босоногая детвора, занятая своими нехитрыми заботами; в зелени кувшинок на старом пруду, матовом свечении плакучих ив, оттенках раннего снега, укрывшего неровной пеленой берега дремлющей реки, в звонком многоцветье осени.

Одной из особенностей Поленова было стремление соединить пейзажный и бытовой жанры, не просто оживить тот или иной мотив человеческими фигурками, а представить целостную картину жизни, в которой люди и окружающая их природа слиты в единый художественный образ. Таковы «Московский дворик» и «Бабушкин сад» (1879), в которых, кажется, самый ритм и неторопливое течение жизни людей порождены одухотворенной безмятежностью природы.

Вслед за «Московским двориком» создаются картины «Заросший пруд» (1880), «Старая мельница» (1880) и пр.

Родина, какой художник помнил ее с детства, предстает перед нами в поздних пейзажах мастера— «Ранний снег» (1891), «Золотая осень» (1893).

Несмотря на интенсивную творческую жизнь, продолжал занятия музыкой. Тогда-то начал сочинять ее сам. Важным моментом в жизни художника было знакомство с известным меценатом С. Мамонтовым. Вокруг Мамонтова образовался театральный кружок, который с 1878, в течение 15 лет, ставил спектакли, в которых участвовали Поленов, Репин, Васнецов, Коровин, Врубель, Остроухов и др. Они писали декорации, создавали костюмы. Поленов писал к спектаклям музыку. Этот кружок стал зародышем основанного в Москве в 1885 Мамонтовым оперного театра. Во главе художественно-постановочной части театра стал Поленов. Он создал эскизы к «Фаусту», «Виндзорским проказницам» и «Аиде». В мамонтовском театре сдружился со многими театральными деятелями — в том числе с Ф. Шаляпиным.

В 1894 решил написать оперу. Первая постановка «Призраков Эллады» состоялась в 1906 в Большом зале консерватории. Опера была тепло принята публикой.

Поленов не хотел останавливаться на достигнутом. Еще в юности он восхищался картиной А.А. Иванова «Явление Христа народу», с этого восхищения, собственно, и начался его путь в искусство. Художник захотел продолжить дело своего кумира и «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа».

Поленов дважды ездил в Палестину, был в Риме, и в 1887 году закончил самую крупную свою картину — «Христос и грешница» (авторское название «Кто из вас без греха?», цензурное — «Христос и блудная жена»). Благодаря изучению истории, мастеру удалось добиться удивительной достоверности окружающей обстановки и изображения самого Христа, пожалуй впервые представшего в исторически реальной одежде.

Вслед за этой картиной Поленов создает десятки работ серии «Из жизни Христа» и в каждой из них стремится приблизить библейский сюжет к реальности. Художник много работает в театре и является одним из основоположников реформы театрально-декорационного искусства. В Москве на его средства был построен Дом театрального просвещения (1915).

В последние годы жизни Поленов все больше времени проводит в своей усадьбе Борок на берегу Оки, близ Тарусы, где написаны многие его пейзажи. Здесь он собрал художественную коллекцию, на основе которой планировал открыть общедоступный музей. Сейчас в имении художника создан Музей-усадьба В.Д. Поленова, который так и называется — Поленово.

Много преподавал. С 1882—94 — старший преподаватель Училища живописи, ваяния и зодчества. У него учились И. Левитан, В. Серов, К. Коровин, А. Остроухов, А. Головин, К. Юон, В. Борисов-Мусатов. В 1900 возглавил общедоступный Народный театр. Творчество Поленова — крупное и значительное явление в русской живописи второй половины XIX века. С Саврасовым и Васильевым его сближают не сразу ощутимая, но крепкая и строгая композиционная построенность и картинность, придающие его пейзажам определенную монументальность.

В то же время Поленов свободнее и непосредственнее, чем его ближайшие предшественники, пользуется средствами и приемами пленэра. Свет и воздух становятся «героями» его замечательных полотен, и сегодня покоряющих свежестью, эмоциональностью, жизненной убедительностью и естественностью.

На сайте продаются картины, витражи и другие работы современных художников. Продать свои картины и любое творчество можно просто зарегистрировавшись. Загруженные картины появятся после модерации.


Нашли ошибку? Есть чем дополнить? Пишите
E-mail: *
Тема:
Текст сообщения: *
Поля, помеченные знаком *, обязательные для заполнения
 
О проектеКонтактыРеклама на сайтеПользовательское соглашениеновостиИспользуемая литератураКарта сайта


Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только с письменного
разрешения администрации. При использовании материалов
необходимо ставить ссылку на сайт.
Ограничение ответственности
Политика конфиденциальности