Продажа картин и других произведений искусства

По виду изобразительного искусства

По жанру

По технике исполнения

По стилю

По интерьеру


Картины по тематикам
Картины по художникам

Биография художников:

Русские художники
Зарубежные художники


Искусство лечебной живописи

Васильев Владимир Александрович (1895-)


Главная » Русские художники » XIX (19 век) » Васильев Владимир Александрович

Творчество и биография - Васильев Владимир Александрович

В пестрой веренице лет далекого детства особенно ярко остался в памяти Владимира Александровича Васильева один чудесный летний день. «Я считаю этот день решающим в моей жизни художника. Я впервые пережил тогда то чувство особого счастья, полноты жизни, которое так часто охватывало меня позднее, когда я стал художником, в те мгновения, когда остаешься один на один с природой и постигаешь ее всегда с каким-то новым и радостным изумлением.

Ничего, казалось бы, необычайного не было в том памятном дне. Стояло жаркое подмосковное лето. Я шел с ребятами из Прозоровки в соседнее Раменское, как сейчас помню, за пряниками. Тропинка вилась вдоль насыпи железной дороги. С одной стороны темнела высокая стена густого соснового леса, где затаились прохлада и тишина. С другой стороны пестрым ковром полевых цветов и трав спускался к рельсам крутой откос железной дороги. В высоком небе медленно и важно проплывали пышные белые облака. На траве и листве сверкали и переливались солнечные рефлексы. В прозрачном воздухе звенела гармоничная, как музыка, перекличка звуков—треск кузнечиков, пенье птиц и порой чистый и звонкий свисток паровоза. Все вокруг казалось каким-то удивительно праздничным и торжественным. И меня вдруг охватило дотоле мне не знакомое чувство восторга и восхищения от всей этой красоты и щедрости жизни, как будто я попал в какой - то зачарованный мир. Это было первым пробуждением во мне художника», — вспоминает Владимир Александрович Васильев.

Ничем не примечательно было детство художника, вероятно, похожее на детство многих детей того времени и той среды.

В. А. Васильев родился в 1895 году в Москве, в Замоскворечье. Его отец был доверенным одной крупной торговой фирмы. Мать занималась воспитанием пятерых детей — дочери и четырех сыновей. Искусство не играло большой роли в семье, но все же и в раннем детстве кое-какие представления об искусстве вошли в жизнь детей. Брат матери, работавший колористом на одной из московских текстильных фабрик, был другом художника А. Саврасова. Он много о нем рассказывал. Восхищали Владимира Александровича в детстве и своеобразные произведения искусства его матери — фигурки животных, необычайно искусно вырезанные из бумаги.

Ничего, казалось бы, не происходило особенного в детстве и юности художника, но весь уклад большой дружной семьи, хорошие семейные традиции оставили удивительно свежие и солнечные воспоминания об этих годах. Первые впечатления ранних лет неразрывно связаны в представлении художника с жизнью природы, с наступлением весны, лета, осени, зимы...

Весна. Это — солнце, тающий снег, радостная сутолока на весенних московских улицах. Это — романтика воображаемых путешествий в далекие страны, куда плывут по шумливым ручейкам самодельные кораблики. Это — Птичий базар, Грибной рынок, вербное воскресенье с пушистыми зайчиками на вербах. А главное — впереди окончание занятий в Коммерческом училище, и длинные летние каникулы.

И вот, наконец, наступало это долгожданное лето, несколько месяцев полной свободы, жизнь на природе, купанье, теннис, футбол, дальние прогулки на велосипеде, походы за ягодами и грибами.

А к осени уже снова радует возвращение в Москву, училище, встреча с товарищами. Она всегда была бурной. Бесконечные рассказы о летних приключениях обрастали множеством фантастических вымыслов. Запомнились бодрящая прохлада раннего весеннего утра, осеннее солнце в золотой листве, шорох дождя за ночным окном. А там наступала чудесная московская зима. Заснеженные улицы и переулки родного Замоскворечья, коньки, веселые елки. И особая романтика раннего сумеречного зимнего утра, завтрак перед уходом в училище при желтом свете керосиновой лампы, под веселый треск горящих в печке дров. А за окном — вихрь белых снежинок. С годами еще новые впечатления вошли в зимнюю жизнь: недалеко была Третьяковская галерея, куда все чаще и чаще приходил юноша. К окончанию училища у него созрело твердое решение стать художником.

В 1909 году Васильев поступает на скульптурное отделение Строгановского училища. В свое время Строгановское училище сыграло немалую роль в воспитании многих русских художников, особенно тех, кто работал в области прикладного искусства. В училище бережно хранились традиции русского искусства, национальной культуры. Будущих художников с первых шагов приучали ценить и изучать великое русское искусство — живопись, скульптуру, архитектуру, литературу, театр, музыку.

В те годы, когда учился Владимир Александрович, в Строгановском училище был превосходный состав преподавателей. Из своих учителей Васильев в первую очередь всегда называет замечательного скульптора, автора вошедшей в историю «Ленинианы» — Н. А. Андреева. С самого начала он воспитывал в своих учениках чувство пластики, способность целостно видеть форму, выражать ею характер и содержание. Много дали ученикам талантливые архитекторы А. В. Щусев, Ф. О. Шехтель. Продолжателями лучших традиций были Н. Н. Соболев, Е. Е. Егоров, Мишуков, А. П. Барышников. На всю жизнь запомнились блестящие лекции С. В. Ноаковского по истории искусства. Он восхищал молодежь не только своими глубокими познаниями, образными характеристиками, превосходным формальным анализом, но и исключительным талантом иллюстрировать примеры из истории искусства быстрыми выразительными рисунками мелом на доске. «По характеру стука мелка по доске можно было сразу понять ритм того или иного стиля, о котором шла речь. Его рисунки на доске не хотелось стирать — каждый из них был произведением искусства», — вспоминает В. А. Васильев. Прошло восемь лет учения в Строгановском училище. Самым примечательным событием за это время было путешествие за границу в 1913 году в Италию, Германию и Австрию. Эта месячная поездка дала молодому художнику много впечатлений.

В 1917 году он закончил Строгановское училище, но это не принесло ему ни уверенности в своей творческой зрелости, ни уверенности в правильности выбранной профессии скульптора. Вероятно, немалую роль в последнем обстоятельстве играло и то, что в первые годы Советской власти декоративная скульптура, в которой специализировался Васильев, не находила применения. Васильев решил учиться дальше и в 1918 году поступил на живописный факультет Вхутемаса. Но нужно сказать, что это не было случайностью и неожиданностью. Живописью он начал увлекаться с первых лет своего пребывания в Строгановском училище. Цвет он не мог оторвать от формы, объема. Ему хотелось воспроизвести модель непременно и в цвете. И вот теперь совершенно сознательно он решил заняться живописью.

Вхутемас 1918—1924 годов, когда там учился Васильев, переживал бурное время исканий и реорганизаций. Одно время он стал своего рода цитаделью формалистического искусства, отражая в методах и направленности преподавания то, что творилось тогда в «большом» искусстве. А в искусстве 20-х годов возникали и распадались всяческие группировки. Каждая провозглашала свои собственные установки и принципы в искусстве как самые «революционные» и передовые.

«Программы» многих группировок были далеки от реальной жизни. «Левых» художников объединяла жажда новаторства, оригинальности, острой выразительности. Это выдавалось за самое передовое, за самое «революционное» искусство, но это далеко не всегда соответствовало тому новому, что совершалось в советской стране.

Такой же хаос и неразбериха царили и во Вхутемасе, где ряд педагогов стояли на формалистических позициях, отрицая основы академического преподавания, не будучи в состоянии заменить их чем-либо другим. Многие педагоги настолько преклонялись перед французским искусством конца XIX — начала XX века, что совершенно пренебрегали русским искусством, а потому школа выпускала доморощенных «Сезаннов», часто беспомощных в вопросах профессиональной грамотности.

Но наряду с педагогами-формалистами во Вхутемасе были и значительные реалистические силы — А. Е. Архипов, Д. Н. Кардовский, С. В. Малютин, М. Ф. Шемякин, С. В. Герасимов и другие. Эти художники вырастили много талантливой молодежи, которая впоследствии заняла место в первых рядах советских художников. Атмосфера во Вхутемасе была совершенно противоположна той, к которой Васильев привык в Строгановском училище. На первых порах молодой художник выбрал мастерскую, где работали самостоятельно, без руководителя, «творя» в меру своих способностей и своего изобретательства. Но через некоторое время эта жаждущая самостоятельности молодежь поняла всю никчемность и безрезультатность подобной учебы. Пришли к единодушному заключению, что руководитель им все-таки нужен. Выбор пал на самого тогда «модного» художника в Москве — Д. П. Штеренберга, только что вернувшегося из Парижа, где он жил в течение ряда лет. От него ждали последних откровений в искусстве.

Пробыв без всякой пользы год в мастерской Д. П. Штеренберга, Васильев перешел в мастерскую П. П. Кончаловского, у которого ассистентом был А. А. Осмеркин. И хотя оба мастера ориентировали своих учеников в основном на «французов», они умели зажечь в молодежи подлинный интерес и страсть к искусству, к живописи, умели пробудить в них настоящих художников, неотделимых от своего времени. Вспоминает Владимир Александрович своеобразные постановки в мастерской Кончаловского — натюрморты, обнаженную и одетую модель — всегда смелые, неожиданные, красивые и по цвету, и по композиции. Но, конечно, эта школа была еще далека от подлинного реализма, от формирования мировоззрения советского художника. Результатом всего этого и была довольно сомнительная дипломная работа Васильева: на одном полотне была изображена беспредметная композиция, на другом, которое называлось «Швея», был намек на какой-то сюжет.

Но, конечно, годы пребывания во Вхутемасе не прошли для Васильева совершенно бесплодно. Он прошел через все увлечения и ошибки своего времени, но он учился и рос на этих ошибках, он стал художником. Здесь во Вхутемасе было положено начало многолетней дружбы с художниками П. В. Вильямсом, С. А. Адливанкиным, А. А. Дейнекой, Е. С. Зерновой, Ю. И. Пименовым и многими другими.

В начале 20-х годов живописцам приходилось нелегко. Их работы почти не приобретались, заказов и договоров на живописные произведения не существовало. Васильеву в течение десяти лет, с 1925 по 1935 год, пришлось работать в графике, главным образом по оформлению книги. Он сделал множество иллюстраций, обложек для ряда московских издательств — Гослитиздата, Партиздата, Огиза, Гихла, Детиздата, Изогиза, «Молодой гвардии». Сотрудничал он и в журнале «30 дней». Но эта работа не удовлетворяла молодого художника.

Для военной юбилейной выставки Васильев написал свою первую большую картину «Рабочие завода «Серп и молот» в гостях у танкистов». Но большое композиционное полотно оказалось не под силу молодому художнику. Картина получилась схематичной и по композиции и по безжизненности фигур-манекенов, лишенных какого бы то ни было психологического раскрытия. Эта неудача оказалась хорошим уроком для художника. Он понял, что нужно отходить от методов ОСТа при работе над большими композициями, что это неверный путь к искусству социалистического реализма.

Обе юбилейные выставки показали несомненные достижения и рост советского искусства. На них появились новые имена молодых талантливых художников, интересные и значительные произведения, которые, как показало дальнейшее, вошли в историю советского искусства.

В картине «Сын родился» Васильев отказался от плоскостной фронтальной композиции. Он сумел хорошо «обжить» интерьер, обстановка комнаты удивительно типична для того времени. Картина открывает зрителю обычную жилую комнату, где своим чередом идет повседневная жизнь советских людей. Художник рассказывает о том, что в семье совершилось большое событие — родился сын! Пришедшие поздравить молодых родителей друзья застали их врасплох, за купаньем новорожденного. Чувствуется некоторое смущение молодых родителей. Самого «героя» мы не видим — он на руках у матери, повернутой спиной к зрителю. Но чувствуется, что все внимание, все детали, все психологические нити стягиваются к этому подлинному герою картины. Ранее скованные персонажи Васильева как бы ожили, задвигались, разговорились, заулыбались. Удались художнику образы замечательной молодежи 30-х годов, которая в трудной обстановке героически строила в стране социализм. Удался художнику и образ старушки-матери, написанный удивительно трогательно и любовно. Но не только живые образы и живая композиция делают эту сцену мажорной. Тому же служит и колористический строй — легкий, светлый, радостный. Васильев здесь предстает тонким мастером колорита. Картина «Сын родился»—одна из самых больших творческих удач Васильева. С большой взволнованностью писал он картину «Дни войны» («Фашизм — это война», 1949), из цикла картин, посвященной Великой Отечественной войне. Он хотел передать одну из тех многих трагических сцен, которые видел в осажденном Ленинграде. Это было во время одной из зверских бомбежек города. Страшная ночь. Множество человеческих жертв. Как подкошенная, никнет в руках матери хрупкая девочка, убитая осколком. Руки матери словно пытаются удержать жизнь в этом умирающем теле. Покорная беспомощность, безжизненность застывающего лица, такого кроткого и недоумевающего, заставляют надолго запомнить облик девочки.

В образе матери художник хотел увековечить одну из многих героических и мужественных советских женщин, которых не могла сломить война. В этот трагический момент она с угрожающей ненавистью смотрит вслед улетающему немецкому самолету. К сожалению, Васильеву не удалось довести этот образ до подлинной выразительности. Картина пронизана драматизмом. Из мрака ночи выступает серая стена ленинградского дома, колонна, к которой прижалась, ища защиты, женщина с ребенком. Выразительны детали — мостовая, усеянная кусками отбитой штукатурки и осыпавшихся камней, среди которых лежит брошенная сумка со скудным хлебным пайком. Скупая и строгая серо-зеленая гамма передает трагизм страшной ленинградской ночи...

Artvedia.ru - продажа картин в интернет магазине


Нашли ошибку? Есть чем дополнить? Пишите
E-mail: *
Тема:
Текст сообщения: *
Поля, помеченные знаком *, обязательные для заполнения
 
О проектеКонтактыРеклама на сайтеПользовательское соглашениеновостиИспользуемая литератураКарта сайта


Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только с письменного
разрешения администрации. При использовании материалов
необходимо ставить ссылку на сайт.
Ограничение ответственности
Политика конфиденциальности