Продажа картин и других произведений искусства

По виду изобразительного искусства

По жанру

По технике исполнения

По стилю

По интерьеру


Картины по тематикам
Картины по художникам

Биография художников:

Русские художники
Зарубежные художники


Искусство лечебной живописи

Малютин Сергей Васильевич (1859-1937)


Главная » Русские художники » XIX (19 век) » Малютин Сергей Васильевич

Творчество и биография - Малютин Сергей Васильевич

Картины художника

Родился будущий художник 22 сентября 1859 года в московской купеческой семье. Оставшись трех лет круглым сиротой, он воспитывался в доме тетки, жены мелкого чиновника. Мальчика отдали в коммерческое училище, а затем на бухгалтерские курсы, после окончания которых определили служить конторщиком в Воронеж. Художественные наклонности проявились у него рано. Но окружающая обстановка мало способствовала их развитию. Только в конце 1870-х годов, попав на открывшуюся в Воронеже передвижную выставку, Малютин впервые увидел подлинную живопись. Давние неопределенные мечтания обрели конкретность: пришло решение, несмотря ни на какие трудности, стать художником.

В 1880 году Малютин вернулся в Москву. Новыми глазами смотрел он на родной город с его памятниками прошлого, самобытной жизнью, живописными пригородами. Особенно полюбились Малютину окраинные московские улочки, похожие на сельские. После скучной службы чертежника Управления Брестской железной дороги он мог подолгу бродить по ним, впитывая неповторимую красоту природы, следя за меняющимся освещением, запоминая тончайшие цветовые оттенки. Впоследствии художник говорил, что именно во время этих прогулок развил он свое колористическое видение, которое определило самые сильные стороны таланта Малютина.

Занятия рисованием стали целенаправленными, одновременно Малютин обратился к живописи маслом. По сохранившимся воспоминаниям ни в Воронеже, ни в первые три года в Москве он не имел постоянных наставников в искусстве и пользовался лишь советами разных людей, от учащихся Училища живописи, ваяния и зодчества до торговцев красками, однако этюды, датированные 1882 и 1883 годами, такие, как «Голова крестьянина», «Московский дворик», «Подмосковный пейзаж», заставляют усомниться в точности этих воспоминаний, настолько этюды профессиональны, настолько органично связаны с общими процессами в русской живописи этого времени. Как бы то ни было, в Училище живописи, ваяния и зодчества Малютин пришел хорошо подготовленным и смог поступить в 1883 году в качестве вольнослушателя сразу в фигурный класс, минуя начальный и головной, и через год стать полноправным учеником. В фигурном классе он занимался под руководством П.С. Сорокина и И.М. Прянишникова, а в натурном его учителями стали Е.С. Сорокин и В.Е. Маковский. Евграф Сорокин сыграл в судьбе Малютина особую роль. Именно он обратил внимание на способности юноши, ему, знаменитому рисовальщику, носителю академического мастерства, Малютин обязан, по собственному признанию, более чем кому-либо профессиональной подготовкой.

Учился Малютин успешно, постоянно получая высокие оценки (первые номера), считался одним из самых одаренных учащихся, несмотря на то, что в конце 70-х — в 80-е годы одновременно с ним учились И.И.Левитан, С. А. и К.А.Коровины, А. П. Рябушкин, М.В.Нестеров, С.В.Иванов, А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин, С. А. Виноградов, С. Ю. Жуковский и многие другие, которым в ближайшем будущем суждено было определить новые пути русской живописи.

В 1886 году Малютин закончил Училище. На получение звания классного художника он хотел представить картину, посвященную труду плотовщиков на Москве-реке, однако выполнил только эскиз и этюды. Из-за замечаний В. Е. Маковского, показавшихся обидчивому и своевольному Малютину несправедливыми, он бросил работу и покинул Училище со званием свободного художника. Теперь Малютин зарабатывал на жизнь уроками рисования и одновременно упорно совершенствовал свое мастерство. В 1888 году совет Московского художественного общества наградил его двумя малыми серебряными медалями за этюд и рисунок с натуры.

Творчество Малютина 80-х — начала 90-х годов лежит в русле общих процессов искусства того времени. Живописец пробует себя в различных жанрах. В пейзаже он опирается на Поленова. Поленовские мотивы можно встретить уже в доучилищных вышеупомянутых вещах. «Подмосковный пейзаж» (1883) характеризуется стремлением, сохранив свежесть восприятия, создать картину с продуманной уравновешенной композицией. В дальнейшем пейзаж вытеснится у Малютина другими жанрами, вернее, растворится в них, сохранившись только в форме этюда. Сопоставление этюдов второй половины 80-х — начала 90-х годов с более ранними говорит об освоении художником пленэрной живописи. Главным в таких работах, как «Окно в вишневый сад» (1887), «Пейзаж с цветущей ивой» (1892), становится передача определенного состояния природы, реальной световоздушной среды. Однако от импрессионистических работ Константина Коровина их отличает меньшая острота в фиксации мимолетных впечатлений, меньшая легкость в исполнении. В пейзажах Малютина больше внимания уделено проработке формы, что особенно заметно в крымских этюдах начала 90-х годов, где живописец снова обнаруживает связь с поленовской школой.

В 1890 году Малютиным была написана картина «По этапу». Вдоль тюремной стены, плоскость которой, занимая весь второй план, составляет фон действия, по булыжной мостовой медленно движется толпа утомленных людей. Благодаря излюбленной Малютиным высокой точке зрения линия горизонта уходит за пределы полотна и на нем не остается места ни кусочку неба. Ракурс, кажущийся случайным, срезанность изображения краями холста делают композицию фрагментарной, и в то же время она отличается пластической ясностью, продуманным соотношением живописных масс, что сближает Малютина с его современником Сергеем Ивановым. Арестанты изолированы от внешнего мира глухими каменными плоскостями. Масса народа, густая слева, чуть разреживается к середине. Дальнейшее диагональное движение вправо останавливается встречным направлением фигуры городового, акцентированной вертикалью уличного фонаря. Городовой, подняв голову, кричит, обращаясь к кому-то на противоположной стороне тюремного двора или отдавая приказ. Поведение полицейских и сонного часового у двери подчеркивает обыденность происходящего и оттеняет трагизм положения арестантов. В их фигурах, на их лицах печать страдания, покорность судьбе. Малютин продолжает традицию «хоровой» передвижнической картины, повествующей о судьбах представителей разных сословий, но, в отличие от своего учителя В. Е. Маковского, не дает развернутых характеристик, а, ограничиваясь выразительно схваченной позой, деталью, создает обобщенный образ многоликой толпы бродяг и нищих, выброшенных из жизни.

Необычен и выразителен цветовой строй картины. Скудный по краскам тюремный пейзаж и убогие арестантские лохмотья Малютин написал с присущим ему живописным мастерством, сумев извлечь и из этого зрелища колористические эффекты. Однако Малютин не просто любуется цветовыми отношениями. Колорит строится на основе драматического столкновения двух контрастных тонов — серебристо-серого и коричнево-зеленого. Они подчеркнуто противоположны в плоскостях фона и объединяются в рефлексах разнообразных пятен одежд: красно-розовых, табачных, землисто-сизых. Весной 1900 года Малютин поселился в Талшкине, имении княгини М.К. Тенишевой, которое в начале нового столетия становится центром возрождения художественных ремесел.

Убедительно характеризует душевное состояние Малютина в талашкинский период «Автопортрет» 1901 года. Художник изобразил себя стоящим на фоне монументального эскиза «Куликова поля». Поколенная фигура в накинутой на плечи распахнутой шубе придвинута вплотную к зрителю. Широко и мощно написанные меховые отвороты почти касаются краев рамы. Направленный слева вечерний свет неровно ложится теплыми пятнами на клочья меха, шею, лицо и незаметно растворяется а лунных сумерках поля, освещая облачко на небе и неясные силуэты двух всадников. Там, за спиной, высоко поднимается плоскость земли, увиденная с птичьего полета. Линия горизонта пересекает композицию в верхней части холста, совпадая с уровнем глаз модели, что сообщает взгляду активную силу. Движение в глубину останавливается как раз там, откуда направлен в зрителя малютинский взор. Рождается ощущение, что пространство «Куликова поля» со своей пластической организацией входит в ту реальную пространственную среду, в которой живет портретный образ, организует и одухотворяет ее. Художник между двух миров — поэтическим миром его неосуществленной картины и действительностью.

Резкая тень справа усиливает экспрессию освещенной половины нервного лица, полного выражения внутренней жизни. Тяжелая масса шубы подчеркивает хрупкость тела и какую-то беззащитную обнаженность шеи и непокрытой головы. В состоянии самоуглубления художник не замечает сбившегося галстука, небрежно расстегнутого смятого воротника рубашки. Настроение неуверенности, тревоги и неудовлетворенности передается зрителю. Малютин устал от поисков и груза нереализованных замыслов. Наступила пора жизненной зрелости, а он не сумел еще определить основную сферу собственного творчества, не нашел себя.

Интерес к портрету зародился у Малютина давно. К концу 1900-х годов количество портретов в его творчестве заметно увеличивается. Художник запечатлевает образы своих детей. В 1908 году после смерти жены на них сосредоточилось все его внимание. Пристально вглядываясь в лица подростков, следя за изменениями в их духовной жизни, процессом становления характера, он создает одни из самых интимных, личных произведений. Эти портреты появились на выставках «Союза русских художников» и сразу обратили на себя внимание зрителей и критики. Именно тогда Малютин почувствовал призвание портретиста. Во многом способствовала новому направлению творчества его педагогическая деятельность: в Училище живописи, ваяния и зодчества Малютин сменил в 1909 году Валентина Серова в руководстве портретно-жанровым классом. Вскоре у художника возник замысел портретной галереи выдающихся современников, воплощению которого он посвятил всю оставшуюся жизнь. Малютинская серия, включившая портреты представителей русской демократической интеллигенции предреволюционных лет, а затем замечательных деятелей молодого Советского государства, продолжала галерею «лучших людей русских», «лиц, дорогих нации», созданную передвижниками по инициативе П. М. Третьякова.

Первая половина 20-х годов была для художника необыкновенно плодотворной. Одна за другой появлялись новые работы. Ярко выступил Малютин на VI и VIII ахрровских выставках, показав на них, помимо большого числа этюдов, тридцать новых портретов. По-прежнему большое внимание уделяет он образам мастеров художественной культуры. Среди его моделей В. И. Жолтовский (1919), Д.А.Фурманов (1922), Н. С. Моргунов (1924), О. Л. Книппер-Чехова (1925), А. С. Серафимович (1927). Многочисленны портреты живописцев. Здесь и те, кто получил известность еще до революции, — А.А.Борисов (1919), М. X. Аладжалов (1928), В. К. Бялыницкий-Бируля (1929)—и художники нового поколения: Ф. С. Богородский, А. В. Григорьев, Е. А. Кацман, П. А. Радимов, Б. Н. Яковлев, чьи портреты были на выставке «Жизнь и быт народов СССР».

Тематический круг Малютина-портретиста значительно расширился. Вслед за портретом мостостроителя Г. П. Передерия появляются портреты инженера-путейца Ю. И. Успенского (1919, 1921), основоположника отечественной авиации Н. Е. Жуковского (1921), многих других представителей технической и научной интеллигенции. Декларация АХРР призывала создать образы «деятелей революции и героев труда». Старый художник горячо откликнулся на этот призыв. В его галерею вошли портреты слесаря Н. П. Хохлова (1920), работника художественных выставок Федота Кузнецова (1923), кооператоров Н. П. Гибнера (1920) и А. Н. Лаврухина (1921). Увлеченно трудился Малютин над портретами участников гражданской войны, крупных государственных деятелей Н.А.Семашко (1922), В.Ю.Саблина (1923), А. В. Луначарского (1925). Мечтал он и о портрете В. И. Ленина. Болезнь и смерть вождя помешали осуществлению этого заветного желания. Художник был в числе мастеров, получивших в траурные дни пропуск на хоры Дома Союзов. Наряду с этюдом, запечатлевшим Ленина на смертном одре, он написал эскиз «Похороны вождя» (1925).

Большой удачей Малютина явилось полотно «Партизан» (1936), в центре которого образ сурового воина гражданской войны. Он индивидуализирован, почти портретен, и одновременно — это картина, воссоздающая атмосферу тех дней. Малютин возвращается к излюбленному приему своего раннего творчества — укрупненная фигура на фоне пейзажа, — напоминая его другим мастерам советской живописи. Художник смело кадрирует композицию первого плана, срезая внизу рамой часть фигуры с винтовкой в руках и повозку, движущуюся прямо на зрителя. За спиной героя остаются широкие заснеженные поля с деревенькой у горизонта, излучина стынущей сизой реки, изрытая полозьями дорога. Предчувствие грозной опасности усиливается контрастом напряженного состояния партизана, всматривающегося вдаль, и безмолвия зимней природы. В «Партизане» развиты традиции ахрровского героического реализма. В то же время картина, написанная во второй половине 30-х годов, оказалась в числе тех немногих произведений изобразительного искусства, в которых звучат тревожные ноты предвоенного времени и на которые могли опереться советские баталисты в период Великой Отечественной войны. Весной 1934 года была организована персональная выставка Малютина, на ней экспонировались работы, созданные на протяжении без малого пятидесяти лет. Устроенная в период, когда проблемы освоения реалистического наследия были особенно актуальными, она произвела огромное впечатление. Многие впервые открыли для себя Малютина, Сверстникам он давал пример творческого долголетия, художественной молодежи — образец большого искусства, живописного мастерства. И все же на выставке, знакомившей зрителя в основном с портретами и жанровыми картинами, Малютин был представлен далеко не полно. В эти же годы художник пытается подвести в автобиографических записках итог своего пути. Он говорит и о станковой живописи, которой посвятил последние десятилетия, и о многочисленных декоративных работах, воплощенных в материале и оставшихся в эскизах. Вспоминая архитектурные проекты, утварь, изразцы, книжные иллюстрации, театральные постановки, мастер утверждает высокую миссию декоративного искусства, его равноправное положение с другими областями художественного творчества.

Только мысленно собрав созданное Малютиным, можно по достоинству оценить этого выдающегося художника. Далеко не всегда удавалось ему логически завершить свои искания, но на всех его творениях, от набросков, порой кажущихся небрежными, до законченных произведений, лежит печать редкого самобытного дарования.

Проще всего у нас на сайте через интернет продать картину или выбрать. Удобный поиск картин по тематикам и изображенному на них.


Автопортрет
Брюсов
Вера малютина
Автопортрет Брюсов Вера малютина
Переплетчиков
Фурманов
Переплетчиков Фурманов

Нашли ошибку? Есть чем дополнить? Пишите
E-mail: *
Тема:
Текст сообщения: *
Поля, помеченные знаком *, обязательные для заполнения
 
О проектеКонтактыРеклама на сайтеПользовательское соглашениеновостиИспользуемая литератураКарта сайта


Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только с письменного
разрешения администрации. При использовании материалов
необходимо ставить ссылку на сайт.
Ограничение ответственности
Политика конфиденциальности