Продажа картин и других произведений искусства

По виду изобразительного искусства

По жанру

По технике исполнения

По стилю

По интерьеру


Картины по тематикам
Картины по художникам

Биография художников:

Русские художники
Зарубежные художники


Искусство лечебной живописи

Дубовской Николай Никанорович (1859-1918)


Главная » Русские художники » XIX (19 век) » Дубовской Николай Никанорович

Творчество и биография - Дубовской Николай Никанорович

Картины художника

Дубовской Николай Никанорович (1859-1918) — русский художник-пейзажист.

Рисовать начал в детстве, копируя иллюстрации в журналах «Нива», «Всемирная иллюстрация». Его дядя, художник А. В. Пышкин, научил мальчика рисовать по памяти.

В годы учебы в Киевской военной гимназии Дубовской не оставил своего занятия, урок рисования стал его любимым предметом. По совету директора гимназии родители отправили талантливого юношу в Петербург в Академию художеств, где с 1877 г. он обучался у профессора пейзажной живописи М. К. Клодта. За время учебы в Академии Дубовской получил четыре золотые медали. Но молодого художника не устраивала академическая рутина, он стремился к свободе и живому общению с природой и поэтому в 1881 г. покинул Академию.

В 1882 г. Дубовской получил вторую премию Общества поощрения художников за работы «После дождя» и «Перед грозой в Малороссии». В 1884 г. он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок, а в 1889 г. вошел в правление этого объединения. Человек очень общительный и энергичный, он дружил с И. Е. Репиным, В. Е. Маковским, Н. А. Ярошенко, общался с известным физиологом И. П. Павловым, Д. И. Менделеевым — автором периодической системы химических элементов. В 1890-1900-е гг. художник путешествовал за границей. Он интересуется искусством великих мастеров, а также науками: в Италии делает записи и рисунки, связанные с археологическими раскопками, в Люцерне занимается палеонтологией, изучает восточные философские системы. Дубовской открывает для себя живопись, скульптуру и архитектуру в Париже, Берлине, Венеции, Риме, пишет этюды и делает зарисовки.

В то же время в творческом наследии Дубовского очень мало картин, изображающих чужие страны. Почти все его живописные работы посвящены скромной красоте русской природы.

В 1898 г. Дубовской становится академиком, а в 1900 г. — действительным членом Академии художеств. В этом же году он получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже.

С 1909 г. художник преподавал в Высшем художественном училище при Академии, а в 1911 г. стал профессором — руководителем пейзажной мастерской. Был членом жюри на международных выставках в Мюнхене, Дюссельдорфе, Риме и Париже.

Кисти Дубовского принадлежит около 400 картин и более 1000 этюдов. В своих произведениях он чаще всего использовал темы и образы, характерные для живописи передвижников. Эмоциональны и выразительны его пейзажи «Зима» (1884, Третьяковская галерея, Москва), «Мишкина балка» (1885, Художественный музей, Новочеркасск), «Ранняя весна» (1886), «Радуга» (1892, Художественный музей, Новочеркасск), «После грозы» (1897, Государственный художественный музей им. А. Н. Радищева, Саратов), «Курганы в степи» (1900, Художественный музей, Новочеркасск), «Закат солнца» (1909). С большим мастерством художник пишет море, реки, каналы («На Волге», 1892 и 1903; «На Екатерининском канале летом», 1905; «Море», 1911; «Черноморское побережье», 1912-1913).

Шедевром живописца стала великолепная картина «Притихло» (1890, Русский музей, Санкт-Петербург), посвященная Балтийскому морю. Удивительно тонко подметил художник состояние тишины, охватившее природу перед грозой. Вид замершей стихии, готовой обрушиться на человека при первых проявлениях непогоды, заставляет зрителя ощущать чувство тревоги и страха перед грозной силой природы.

Почти половину пространства картины занимает изображение неба, затянутого тяжелыми тучами, сквозь которые пробиваются солнечные лучи, слегка озаряющие темную поверхность воды. Берег на горизонте кажется ирреальным. Над всем довлеет низкое небо, отражающееся в воде, как в зеркале. Небо и тучи, наполненные светом, кажутся настоящими и близкими, они как будто существуют вне границ картины, в то время как земля и вода — лишь мираж, созданный воображением художника. Полотно, представленное на XVIII передвижной выставке, было с восторгом встречено современниками. Прямо на выставке его купил российский император.

Впечатления, полученные во время путешествия художника по Волге еще в 1882 г., воплотились в замечательном пейзаже «На Волге» (1892). Простой мотив приобретает у Дубовского эпическое звучание. Живописец изобразил широкие волжские просторы, напоминающие бескрайнее море, рыбацкие лодки, величественное и высокое небо. Картина принесла Дубовскому необыкновенную популярность, он был приглашен с ней на шестую Всемирную выставку в Мюнхене.

Дубовской продолжил тему, начатую в картине «Притихло», в новом полотне — «Надвигается туча» (1912). Оба произведения близки по колориту, но в работе 1912 г. художник изобразил следующий момент затишья перед грозой: еще больше помрачнело небо, первые порывы ветра покрыли поверхность воды рябью и согнули камыши у берега. Вспышка молнии ярко осветила берег. Еще мгновение — и хлынет дождь.

Художник любил изображать природу в светлые и солнечные дни. Радостным настроением отмечены его полные воздуха морские пейзажи. Такова картина «Красивый день» (1903), представляющая спокойное и теплое море, овеянное легким ветерком. По лазурному небу движутся пушистые облака, а синеву морских волн оживляет нарядный белый парус. Как и в пейзаже«Притихло», в этой картине важную роль играет небо, торжественное и бесконечное. Чистый и светлый, почти прозрачный колорит придает картине удивительную свежесть и очарование.

В такой же манере написаны и более поздние картины: «Закат солнца» (1909), «Море» (1911, 1912), «У скалистого берега» (1913), «Свежий ветер» (1914). Дубовской изображает море в различных состояниях: оно бывает то совершенно спокойным и тихим, то взволнованным надвигающейся непогодой, как в картине «Море» (1911), исполненной в импрессионистической манере. Свободными мазками художник пишет сильно накренившийся парусник, встревоженных чаек, белую пену волн, разбивающихся о невидимый зрителю берег. Полотно пронизано солнечным светом, идущим как будто от края холста. Именно к нему устремлена яхта, преодолевающая сопротивление ветра.

Хорошо известный не только на родине, но и за границей, Дубовской не раз принимал участие в выставках в Мюнхене, Дюссельдорфе, Риме, Париже в качестве члена жюри.

Большая база – биография художников. Продажа творчества – картины, витражи, фьюзинг удобная форма регистрации


Поле
Притихло
Радуга
Поле Притихло Радуга
Санный путь
Сумерки
Санный путь Сумерки

Нашли ошибку? Есть чем дополнить? Пишите
E-mail: *
Тема:
Текст сообщения: *
Поля, помеченные знаком *, обязательные для заполнения
 
О проектеКонтактыРеклама на сайтеПользовательское соглашениеновостиИспользуемая литератураКарта сайта


Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только с письменного
разрешения администрации. При использовании материалов
необходимо ставить ссылку на сайт.
Ограничение ответственности
Политика конфиденциальности