Продажа картин и других произведений искусства

По виду изобразительного искусства

По жанру

По технике исполнения

По стилю

По интерьеру


Картины по тематикам
Картины по художникам

Биография художников:

Русские художники
Зарубежные художники


Искусство лечебной живописи

Левитан Исаак Ильич (1861-1900)


Главная » Русские художники » XIX (19 век) » Левитан Исаак Ильич

Творчество и биография - Левитан Исаак Ильич

Родился в местечке Кибарты в Литве в семье железнодорожного служащего. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1873—74) у А. Саврасова и В, Поленова. С 1884 выступал на выставках Товарищества передвижников; с 1891 - член Товарищества. С 1898 — академик пейзажной живописи. Левитан создал множество замечательных, проникновенных образов русской природы. В его творчестве получило развитие то лирическое начало, которое присуще живописи его учителя и наставника А. Саврасова. В своих первых произведениях ( «Вечер» , 1877; «Солнечный день. Весна» , 1877) художник вводил в композицию жанровые мотивы. Известность и признание, которые принесла ему ранняя картина «Осенний день. Сокольники» (1879), во многом объяснялись новой задачей художника: создать портрет природы и в ее образе передать состояние, настроение, переживания человека. Тщательно изучая природу в различных ее проявлениях, Левитан стремился в совершенстве овладеть искусством передачи света и воздуха (этюд «Мостик. Саввинская слободка» , 1884; «Ветхий дворик. Плес» , 1888—90, и др.). Большое влияние на творчество художника оказали поездки на Волгу (1886,1888). Это сказалось уже в картине «Вечер на Волге» (1886—88), где пространство и широкие дали приобрели большую эмоциональность и выразительность. Итогом волжских поездок стали и картины «После дождя. Плес» и «Вечер. Золотой Плес» (1889), замечательные силой обобщения и реализмом.

Небольшой, полный свежести пейзаж «Березовая роща» (1885—89) — один из шедевров Левитана, в котором автор сконцентрировал свои художественные достижения, великолепное владение светом, поэтичность интонации. Настроением внутренней тревоги полна картина «У омута» (1892): пейзаж, овеянный духом народной легенды, в произведении Левитана обрел значительный драматический смысл. И.И. Левитан — художник, всем своим творчеством доказавший, что пейзаж может быть насыщен бесконечным разнообразием мыслей, чувств и настроений. На языке одного только пейзажа Левитан сумел сказать то, чего порой не могли сделать художники, работавшие во многих жанрах.

Современница художника в своих воспоминаниях описала, как рождался такой насыщенный чувствами пейзаж. Однажды, возвращаясь с охоты, они с Левитаном вышли на старое шоссе. «Длинная полоска дороги белеющей лентой убегала среди перелеска в синюю даль. Вдали на ней виднелись две фигурки богомолок...» Пейзаж казался умиротворенным, даже уютным. И вдруг Левитан сказал: «Постойте, да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда». На следующий день художник пришел на это место и в несколько сеансов написал картину «Владимирка» (1892).

Ни теплоты, ни уюта не осталось в этом пейзаже — бесконечная, серая, ничем, казалось бы, не примечательная уходит вдаль дорога, вокруг пусто, голо, лишь редкие перелески да кусты скрашивают окружающую бедность. Тучи, беспросветно нависшие над горизонтом, одинокая фигурка странницы вдалеке подчеркивают мрачный мотив пустынной дороги, дороги скорби, скрывающейся за горизонтом. И кажется, будто вся Россия пересечена ею...

И.И. Левитан рано понял свое призвание и никогда ему не изменял. По воспоминаниям современников, он «любил природу как-то особенно. Это была даже и не любовь, а какая-то влюбленность». Расцвет творчества Левитана пришелся на конец 1880-х годов. Только за 1889 год были созданы такие шедевры, как «После дождя. Плес», «Заросший пруд», «Вечер. Золотой Плес». В них чувствуется близость импрессионизму (с работами художников этого направления Левитан познакомился на Всемирной выставке в Париже). Художнику было важно вызвать у зрителя определенный эмоциональный настрой, заставить его переживать состояние природы. С легкой руки А.П. Чехова, одного из самых близких друзей Исаака Ильича, появилось устойчивое выражение «левитановский пейзаж» (у писателя — «левитанистый»).

В 1894 году Левитан создает свою удивительную философскую картину — «Над вечным покоем». Трудно найти в мировой живописи произведение, в котором с таким суровым лаконизмом ставились и разрешались общечеловеческие вопросы жизни и смерти. На переднем плане картины — край косогора, старая деревянная церквушка и заброшенное кладбище, а дальше, насколько хватает глаз, — тусклая неподвижная вода огромного озера, лишь на горизонте очерченного узкой линией низкого берега. В образе хмурой природы автор картины стремился передать состояние умов, переживания многих представителей русской интеллигенции в эпоху реакции. Выраженные в картине эмоции были близки настроению многих героев А. Чехова, с которым Левитана связывала многолетняя дружба и общность взглядов. И писатель, и художник не смотрели на мир пессимистически. У Левитана, тяжело больного в последние годы жизни, вера в светлое начало, в Жизненные силы природы нашла выражение в целой серии картин, особенно в последнем периоде творчества (1895—97). Таковы его известные полотна «Март», «Весна — большая вода», «Золотая осень» в особенности — «Свежий ветер». На полотнах Левитана нет обилия деталей. Он всегда находит в пейзаже главный, определяющий мотив и подчиняет ему все остальное. Например, «Март» (1895) — всепроникающий солнечный свет, «Золотая осень» (1896) — пылающие кроны берез и их нежно-белые стволы. Эти мотивы потом не раз использовались другими художниками.

В 1897 году к Левитану приходит европейская слава: он был избран членом мюнхенского «Сецессиона» — объединения художников, отвергавших академические доктрины. В 1899 году он участвовал в выставке, организованной журналом «Мир искусства», где увидел свои работы рядом с лучшими образцами западноевропейской живописи.

В поздний период творчества Левитан достиг поучительного совершенства и простоты в изображении природы (пейзаж «Летний вечер» , 1900; «Сумерки. Стога» , 1899; «Сумерки» , 1900, и др.). Это была новаторская манера живописи: художник стремился создать обобщенный образ природы, выразить настроение картины самыми простыми средствами. «Озеро»(1899—1900) — полотно исключительной выразительности — стало олицетворением русской природы. Замечательный живописец, Левитан был тонким акварелистом («Туман. Осень», 1899), прекрасно владел техникой пастели, передавая тонкие световые и цветовые эффекты ( «Хмурый день» , 1895; «Луг на опушке леса» 1898).

Спустя год в расцвете творческих сил Левитан умер от тяжелого заболевания сердца. Незадолго до смерти он сказал: «Дайте мне только выздороветь. Теперь, когда я так много выстрадал, теперь я знаю, как писать»...

В его творчестве русская пейзажная живопись поднялась к невиданным до того возможностям выражения в образах природы самых тонких человеческих чувств и переживаний. Искусство его было и остается объективно народным в широком смысле этого слова. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1898—1900). Как педагог Левитан также оказал огромное влияние на ряд пейзажистов, которые впоследствии составляли ядро Союза русских художников (В. Бялыницкий-Бируля, С. Жуковский, П. Петровичев, Л. Туржанский и др.).

В наши дни цель - дешево купить картину высокого качества - не выглядит чем-то неисполнимым. Многочисленные интернет-галереи предоставляю такой шанс каждому желающему.


Нашли ошибку? Есть чем дополнить? Пишите
E-mail: *
Тема:
Текст сообщения: *
Поля, помеченные знаком *, обязательные для заполнения
 
О проектеКонтактыРеклама на сайтеПользовательское соглашениеновостиИспользуемая литератураКарта сайта


Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только с письменного
разрешения администрации. При использовании материалов
необходимо ставить ссылку на сайт.
Ограничение ответственности
Политика конфиденциальности