Продажа картин и других произведений искусства

По виду изобразительного искусства

По жанру

По технике исполнения

По стилю

По интерьеру


Картины по тематикам
Картины по художникам

Биография художников:

Русские художники
Зарубежные художники


Искусство лечебной живописи

Крамской Иван Николаевич (1837—1887)


Главная » Русские художники » XIX (19 век) » Крамской Иван Николаевич

Творчество и биография - Крамской Иван Николаевич

Картины художника

Крамской Иван Николаевич, выдающийся русский живописец и прогрессивный художественный деятель.

Родился в Острогожске Воронежской губернии в бедной мещанской семье. Первоначальные знания получил в уездном училище. Рисованием занимался с детства самостоятельно. В шестнадцать лет поступил в ретушеры к одному харьковскому фотографу.

В 1856, перебравшись в Петербург, занимался у лучших столичных фотографов. Поступил в петербургскую Академию художеств в 1857. Еще в стенах Академии у Крамского сложились взгляды на искусство, близкие к эстетическим воззрениям Чернышевского, Добролюбова, Белинского. В 1863 художник должен был приступить вместе с другими конкурентами к программной работе на золотую медаль. По инициативе Крамского вся группа отказалась писать программу на заданные темы, выразив тем самым протест против косной традиционности. «Четырнадцать протестантов» покинули Академию и образовали самостоятельную Артель художников (Товарищество), которую возглавил Крамской. Это была первая независимая от официальных кругов организация русских художников, боровшаяся за реалистические методы в искусстве. Руководя артелью, Крамской одновременно преподавал в школе Общества поощрения художников (здесь в числе его учеников был И. Репин).

Собственная художественная деятельность Крамского, была посвящена в основном портрету. Его своеобразие и самостоятельность сказались уже в ранних, по сути, экспериментаторских работах. К концу 1860-х соусы Крамского (монохромные изображения, выполненные сухим или мокрым соусом, с добавлением белил, счастливое изобретение художника еще в стенах Академии) составили обширную портретную серию едва ли не всех, с кем художник был близок в то время. По существу, Крамской создал коллективный портрет поколения, запечатлев психологию «новых людей» Превосходен автопортрет (1867), однофигурные композиции «За чтением» (1866—69), «Охотник» (1871) «Пасечник» (1872), «Оскорбленный еврейский мальчик» (1874), «Созерцатель» (1876). Художник писал «паузы» — потаенную и сосредоточенную работу своих персонажей. Крамской — один из первых русских художников, кто испытал интерес к состояниям на грани сна и яви, реальности и фантастики ( «Русалка» , 1871; «Осмотр старого дома» , 1874, и др.).

Первую выставку товарищества решено было открыть в конце 1871 года. К этой выставке Крамской хотел кончить работу над картиной «Русалки». Много лет назад Крамской записал в свой дневник: «О, какой удивительный человек был этот Гоголь!» Он любил Гоголя, много раз перечитывал все его произведения, особенно «Вечера на хуторе близ Диканьки». И теперь, читая «Майскую ночь», он снова погрузился в мир украинской народной сказки с ее ведьмами, колдунами, русалками, с волшебными лунными ночами. И пусть это только сказка, и сказочным кажется дом на горе, и дремучий лес, и глухой, заросший пруд, и девушки-русалки, но ведь в каждой сказке всегда есть зерно правды, и Крамской хотел написать картину так, чтобы зритель за этой сказкой увидел настоящую жизнь, услышал задушевную украинскую песню, почувствовал беспокойство и жалость к тем «земным» крестьянским девушкам, у которых так печально сложилась судьба.

Крамской работал над картиной долго, терпеливо. «Трудная штука луна», — говорил он. «Поймать луну», показать, как при ее свете все преображается, становится чудесным, чуть тревожным, было мучительно трудно. Но луну он все-таки «поймал» и написал чудесную поэтическую картину лунной ночи. Сам он картиной был не совсем доволен — требовательность его к себе не знала границ. Несколько раз он принимался переделывать картину и даже через год после того, как она была куплена Третьяковым, писал ему и просил прислать картину: «Я ее хотел немного переработать, летом я кое-что наблюдал еще, и мне хотелось бы ее поправить».

Кроме «Майской ночи» — первой своей большой картины, — Крамской думал дать на выставку несколько портретов, написанных маслом: скульптора Марка Матвеевича Антокольского, художников Михаила Константиновича Клодта, Федора Васильева. Портрет Васильева был особенно дорог ему. Глубоко и нежно любил он этого щедро одаренного юношу, видел в нем будущего гениального русского художника. В двадцать лет Васильев был уже взыскательным мастером, умным, взволнованным певцом родной природы, автором картины «Оттепель», получившей первую премию на конкурсе Общества поощрения художников.

Событием российской художественной жизни стало появление картины Крамского «Христос в пустыне» (1872) на Второй передвижной выставке. Смысл картины был сформулирован ее автором, говорившим о «возможности человеческого счастья чрез усилия каждой личности над собою...». Высокий героизм души — эта тема звучит и в портретах современников, составивших важный этап в развитии русского психологического портрета. Лучшие свои работы в этом жанре художник создал в 1870-е — начале 1880-х: Л. Толстого (1873), М. Антокольского (1876), Н. Некрасова (1877), М. Салтыкова-Щедрина (1879), И. Шишкина (1880) и др. Одним из итоговых произведений этого периода стал портрет С. Крамской, жены художника (1879). Написанный свободно, горячо, под обаянием старых испанских и современных ему французских мастеров, этот портрет — одно из высших достижений Крамского-портретиста. Устойчивый интерес художника к крестьянским типажам проявился еще в «Портрете крестьянина» (1866), прозвучал в работах 1870-х: «Полесовщик» (1874), «Крестьянин с уздечкой» (1883).

С конца 1870-х заметно стремление художника трактовать портрет как сюжетную композицию ( «Некрасов в период „Последних песен"», 1877; «Неизвестная» , 1883). В 1880-е художник активно занимался пейзажем ( «Жуковка. Озеро» , 1879; «Сиверская. Река Оредеж» , 1883). «Лунная ночь» (1880) — картина о властном и таинственном воздействии природы на душу человека — одна из трех главных работ Крамского 1880-х, где выражение общечеловеческого связано с воплощением женских образов («Неизвестная» и «Неутешное горе», 1884). «Неутешное горе» — последняя по времени создания большая картина Крамского, навеянная тяжелыми личными переживаниями (смертью двух младших сыновей).

Значение его жизни и творчества для русского искусства трудно переоценить.

Сайт современного искусства Артведия предназначен для продажи картин в галерее, некоторые картины отображаются на главной странице.


Автопортрет
За чтением
Лунная ночь
Автопортрет За чтением Лунная ночь
Неизвестная
Оскорбленный еврейский мальчик
Семья художника
Неизвестная Оскорбленный еврейский мальчик Семья художника

Нашли ошибку? Есть чем дополнить? Пишите
E-mail: *
Тема:
Текст сообщения: *
Поля, помеченные знаком *, обязательные для заполнения
 
О проектеКонтактыРеклама на сайтеПользовательское соглашениеновостиИспользуемая литератураКарта сайта


Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только с письменного
разрешения администрации. При использовании материалов
необходимо ставить ссылку на сайт.
Ограничение ответственности
Политика конфиденциальности