Продажа картин и других произведений искусства

По виду изобразительного искусства

По жанру

По технике исполнения

По стилю

По интерьеру


Картины по тематикам
Картины по художникам

Биография художников:

Русские художники
Зарубежные художники


Искусство лечебной живописи

Куинджи Архип Иванович (1842—1910)


Главная » Русские художники » XIX (19 век) » Куинджи Архип Иванович

Творчество и биография - Куинджи Архип Иванович

Картины художника

А.И. Куинджи был сыном бедного сапожника-грека из Мариуполя, рано осиротел, и всего в жизни ему приходилось добиваться самому. В начале 1860-х годов страсть к рисованию привела его в Петербург, где он дважды пытался поступить в Академию художеств, но безуспешно. Не хватало подготовки, ведь весь свой живописный опыт он приобрел, будучи ретушером в фотографической мастерской.

Картины Архипа Ивановича Куинджи заметно отличаются от произведений его современников — Шишкина, Саврасова, Васильева. Его излюбленные мотивы в пейзаже связаны с природой Украины, юга России. Как и Айвазовский, Куинджи увлекался необычайным, особенным в состоянии природы и подобные моменты запечатлел в своих произведениях. Современники называли его волшебником, чародеем кисти. На выставках около его картин всегда толпились зрители, возникали горячие споры.

Куинджи начал учиться самостоятельно, подражая своему кумиру — И.К. Айвазовскому. В 1868 году он был допущен на академическую выставку с картиной «Татарская сакля при лунном свете», за которую получил звание свободного художника и возможность посещать занятия в Академии.

Вскоре Куинджи написал несколько пронзительных по воздействию на зрителя пейзажей: «Осенняя распутица» (1872), «Забытая деревня» (1874) и «Чумацкий шлях в Мариуполе» (1875).

Поездки в Западную Европу обогатили творчество художника. Результатом стал ряд блистательных картин: «Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879) и «Ночь на Днепре» (1880), которые стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженных почитателей художника и его противников. Последняя была выставлена в Обществе поощрения художников, причем на выставке одного произведения — необычное для того времени явление. По бокам картины на специальных подставках стояли лампы. В их неверном свете полотно казалось окном, широко распахнутым в чарующую украинскую ночь.

На первой, выставке картина пользовалась фантастическим успехом. Публика, стремившаяся попасть на выставку, чтобы увидеть это необычайное произведение, запрудила улицу. Впечатление, произведенное на зрителей «Лунной ночью», было ошеломляющим.

Пейзаж кажется волшебным видением. Лунный свет озаряет бескрайнюю равнину, серебристо - зеленоватым светом мерцает Днепр, в окнах мазанок горят красные огоньки. Невольно приходят на память чудесные строки Гоголя о Днепре: «Ни зашелохнет, ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру».

Успех был полным, такого скопления народа не знала ни одна выставка. Известный поэт Яков Полонский писал: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались и чтобы, наглядевшись на полотно, выносили такое невероятное впечатление».

Воздействие картин Куинджи на зрителя оказалось настолько сильным, что художника начали подозревать в использовании, как мы сейчас сказали бы, «спецэффектов». Говорили, что он рисует природу через цветные стекла и даже сочиняли легенды о «лунных» красках, с помощью которых якобы можно изобразить лунный свет, особенно удававшийся мастеру.

А на самом деле Куинджи, во-первых, обладал врожденным чувством цвета, во-вторых, много экспериментировал с ним. Его мастерская, по воспоминаниям современников, напоминала лабораторию, в которой он, как ученый, исследовал законы действия дополнительных цветов на основной. В благородной тревоге И.Н. Крамской даже послал письмо редактору газеты «Новое время», в котором выразил беспокойство, что эксперименты Куинджи с красками приведут к потускнению или даже полному разложению полотен художника в будущем и потомки не смогут их оценить. Как мы знаем, этого не произошло.

Сам Куинджи, сознавая такую опасность, в середине 80-х годов провел под руководством великого химика Д.И. Менделеева несколько плодотворных опытов, чтобы выяснить возможности смешения красок.

Картины природы в произведениях Куинджи исполнены торжественного величия и красоты. Пламенеющие краски заката, сверкающие переливы радуги, яркое сияние солнца на зелени лужайки — вот что вспоминается, когда думаешь о пейзажах этого своеобразного, яркого мастера.

С одной стороны, в стремлении удивить зрителя необыкновенным эффектом есть нечто чуждое самому духу и характеру русского реализма, с другой — нельзя отказать Куинджи в смелости новатора, в своеобразной выразительности его колористических находок и декоративных решений. Пейзажист эпического склада, Куинджи умел передавать и величавое спокойствие русского Севера («На острове Валааме», 1873; «Север», 1879), и прохладу украинских степей («Днепр утром», 1881), и приподнятую торжественность березового леса. Традиции Куинджи, и прежде всего декоративная трактовка пейзажного мотива, были продолжены в творчестве его учеников и последователей — талантливых живописцев конца XIX — начала XX века А. Рылова, К. Богаевского, А. Борисова, Н. Рериха и других.

В 1881 году Куинджи показал на выставке картину «Березовая роща» (1879), а через год еще три полотна и принял беспрецедентное решение — прекратить выставлять свои произведения. Этот поступок он объяснил желанием покинуть зрителя в зените славы, пока его мастерство не начало слабеть. Художник продолжал работать, но картины показывал только близким друзьям. Надолго запертые в мастерской полотна, например «Вечер на Украине» (1878-1901), «Дубы» (1900-1903), маленькие картинки «Лунные пятна на снегу», «Цветник», свидетельствуют, что мастерство художника не уменьшалось, а только росло.

Куинджи не стал затворником, в 1894 году он начинает преподавать в пейзажной мастерской Академии художеств. К сожалению, в 1897 году за общение с участниками студенческих волнений он был отстранен от службы, но его продуманное, талантливое преподавание подарило миру таких мастеров, какА.А. Рылов, К.Ф. Богаевский, Н.К. Рерих.

После увольнения Куинджи принимает учеников у себя дома, и даже, будучи человеком очень состоятельным, устраивает им на свои деньги поездку в Западную Европу. В полной мере познавший в юности нищету, художник Куинджи активно занимался благотворительностью: пожертвовал Академии художеств капитал, на проценты с которого ежегодно выплачивались премии молодым художникам, а также учредил в 1909 году Общество имени Куинджи — независимое объединение художников. Ему он пожертвовал 150 тысяч рублей, 225 десятин земли в Крыму и завещал все свои картины и деньги.

Общество просуществовало до 1930 года, а сам Куинджи умер спустя несколько месяцев после его открытия.

Разместить картины на продажу в галерее искусств Артведия.


Лесное озеро
На острове Валааме
Снежные вершины
Лесное озеро На острове Валааме Снежные вершины
Сумерки
Сумерки

Нашли ошибку? Есть чем дополнить? Пишите
E-mail: *
Тема:
Текст сообщения: *
Поля, помеченные знаком *, обязательные для заполнения
 
О проектеКонтактыРеклама на сайтеПользовательское соглашениеновостиИспользуемая литератураКарта сайта


Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только с письменного
разрешения администрации. При использовании материалов
необходимо ставить ссылку на сайт.
Ограничение ответственности
Политика конфиденциальности