Продажа картин и других произведений искусства

По виду изобразительного искусства

По жанру

По технике исполнения

По стилю

По интерьеру


Картины по тематикам
Картины по художникам

Биография художников:

Русские художники
Зарубежные художники


Искусство лечебной живописи

Венецианов Алексей Гаврилович (1780 — 1847)


Главная » Русские художники » XVIII (18 век) » Венецианов Алексей Гаврилович

Творчество и биография - Венецианов Алексей Гаврилович

Венецианов Алексей Гаврилович, выдающийся русский художник, основоположник бытового жанра в русской живописи. Родился в Москве в семье купца. В молодости был землемером, позднее — мелким чиновником. Художественную деятельность начал с портретов маслом и пастелью, самая достоверная работа этого периода — «Портрет матери» (1801). С 1807 стал брать уроки у известного портретиста В. Боровиковского. Автопортрет художника (1810) — уже работа мастера.

В конце 1807 предпринял издание «Журнала карикатур» — первого в России иллюстрированного листка. Однако после выхода трех номеров он был запрещен. За портрет инспектора Академии художеств К. Головачевского Венецианов был удостоен звания академика (1811). Особенно удавались Венецианову портреты близких ему людей. Например, портрет жены, созданный в 20-х, портреты дочерей (2-я пол. 30-х). Традиция интимного портрета Венецианова была продолжена впоследствии в портретных работах П. Федотова.

Во время Отечественной войны 1812 Венецианов рисовал патриотические карикатуры, высмеивающие Наполеона.

Венецианов был художником пушкинской поры. В его творчестве мы не найдем аналогий грандиозной панораме «Евгения Онегина» и любовной лирике поэта, исторической масштабности «Бориса Годунова» и философичности «Медного всадника», высокой гражданственности «Послания в Сибирь» и психологизму «Пиковой дамы». Здесь иная мера, иная стадия истории русской живописи, отнюдь не всегда совпадающей с развитием литературы. И все-таки это был художник пушкинской эпохи русской культуры. Свою творческую программу сам Венецианов изложил с присущими ему простотой и ясностью: «Я решился победить невозможное, уехал в деревню и принялся работать. Для успеха в этом мне надобно было совершенно оставить все правила манеры, двенадцатилетним копированием в Эрмитаже приобретенные, а приняться за средства, употребленные Гранетом,— они мне открылись в самом простом виде, состоящем в том, чтобы ничего не изображать иначе, чем в натуре является, и повиноваться ей одной без примеси манеры какого-нибудь художника, то-есть не писать картину а 1а Rembrandt, а 1а Rubens и проч., но просто как бы сказать а 1а Натура».

Венецианов стал основоположником народного бытового жанра в русской живописи, и его художественное открытие крестьянской России подобно открытию материка; вслед за ним этот «материк» осваивали на протяжении полутора столетий многие поколения русских художников.

Деревенька Сафонково, затерявшаяся в глубине Тверской губернии, стала с начала 1820-х годов местом постоянного пребывания художника. Здесь он жил, работал, среди крестьян, на родных полях нашел он темы, сюжеты, героев своих картин.

Иные нужны мне картины: Люблю песчаный косогор, Перед избушкой две рябины, Калитку, сломанный забор, На небе серенькие тучи, Перед гумном соломы кучи — Да пруд под сенью ив густых, Раздолье уток молодых... «Гумно», «Утро помещицы», «Крестьянский мальчик, надевающий лапти», «Жнецы», «Девушка с бураком», «Голова крестьянина», «Крестьянские дети в поле», «Сенокос», «Крестьянка с васильками»— вот что писал Венецианов, вот круг его образов.

«Кисть, освещение, краски — все пленяет,— писал по поводу одной из картин Венецианова современный ему критик В.И. Григорович—одна только модель<...> не пленительна. Мне кажется, художник во всяком случае должен избрать лучшее. Можно все написать превосходно, но лучше превосходно писать то, что прекрасно, особенно, если выбор предмета зависит от художника». В данном случае выбор предмета зависел от художника, и Венецианов «превосходно писал то, что прекрасно»: простых русских крестьян, тех землепашцев, которые кормили всю страну и которых называли «подлым сословием».

Ощущение родной земли присутствует и в лучших полотнах Венецианова. «Улыбкой ясною природа» светится и в одной из его самых поэтических картин «На пашне. Весна». Создана она в те же годы, что и «Евгений Онегин».

Картина Венецианова воспринимается как целостный, нерасчленяемый образ. И босая крестьянка в длинном розовом сарафане и алом кокошнике, какие тогда встречались в тверских деревнях, ребенок, на которого с любовью смотрит молодая мать, пара коней, впряженных в борону, простор полей и высокое небо, подернутое легкими облаками, еще редкая прозрачная листва тоненьких деревцев, наконец, мягкий, ласковый свет, льющийся на землю,— это не просто детали, не те или иные элементы картины, а слагаемые единого художественного образа. Можно упрекать автора в некотором несообразии сочетания будничного сюжета с праздничным платьем крестьянки, но ведь замысел художника был далек от буквального бытописательства. Он хотел создать образ природы, торжествующей и обновленной, праздник весны, олицетворениями которой выступают и вспаханное поле, и прекрасная молодая женщина. Именно в гармонии, в которой совершенств ву и красоте русской природы соответствует столь же высокая красота человека — русского крестьянина — и его труда, кроется секрет очарования картин Венецианова.

Лиризм в картине «На жатве. Лето» соединяется с монументальностью и какой-то особенной величавостью образа. В этих крестьянках Венецианов видит носителей лучших черт национального характера, в их труде — самое важное благородное занятие, основу процветания страны. Художник не унижает своих героев жалостливым состраданием, не превращает картину в многословное повествование, но строит ее в соответствии со своими возвышенными и в то же время конкретными, реальными представлениями о предмете. Такая картина не могла возникнуть из головы, лишь в стенах мастерской или как этюд с натуры, непосредственно воссоздающий подмеченную в жизни сценку. Это ясная и глубокая мысль автора, очищенная от случайных впечатлений, его большое чувство, жизненный опыт, сложенный из многих лет наблюдения и участия в жизни своих героев, нравственная позиция, мастерство, рожденное изучением натуры и того, что было создано предшественниками. Сколько достоинства и естественной красоты в осанке и позе жницы с ребенком на руках, в крупных складках сарафана, четкой линии повойника. Какой простор открывается перед нами в этом ландшафте с полем золотистой налитой ржи, рядами снопов, сараем, перелеском вдали, слегка волнистой линией зеленых холмов на горизонте. Четкий ритм чередующихся планов пейзажа, высокое небо, неожиданная простота и лаконичность предметов на первом плане, статуарная величавость сидящей на нем женщины, наконец, желто-зеленоватая гамма цвета, усиленная энергичным контрастом красного и белого в одежде крестьянки,— все это отлилось в классически чистую форму картины.

Сей луг, уставленный душистыми скирдами, Где светлые ручьи в кустарниках шумят. Везде передо мной подвижные картины: Здесь вижу двух озер лазурные равнины, Где парус рыбаря белеет иногда, За ними ряд холмов и нивы полосаты, Вдали рассыпанные хаты, На влажных берегах бродящие стада, Овины дымные и мельницы крылаты; Везде следы довольства и труда. ...

За идиллическими картинами русской деревни, желанного «приюта спокойствия, трудов и вдохновенья» открывался позор крепостного рабства.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает: Среди цветущих нив и гор Друг человечества печально замечает Везде Невежества убийственный Позор. Не видя слез, не внемля стонам, На пагубу людей избранное Судьбой, Здесь Барство дикое, без чувства, без Закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь Рабство тощее влачится по браздам Неутолимого Владельца. Здесь тягостный ярем до гроба все влекут, Надежд и склонностей в душе питать не смея...

Венецианов тоже не был прекраснодушным мечтателем, парящим над прозой жизни. Он достаточно хорошо знал, что представляет из себя «рабство тощее» крепостнической России. Известно, например, какое горячее и деятельное участие принял он в освобождении от крепостной неволи Тараса Шевченко; среди учеников художника добрая половина была крепостными. Он постоянно хлопотал, добивался освобождения или хотя бы облегчения их участи. Но искусство Венецианова— о другом. Не драматизм социальных конфликтов, но истинная поэзия русской деревни и русской природы, поэзия, не сочиненная и привнесенная извне, а лишь извлеченная из реалий окружающей действительности,— содержание искусства Венецианова. Художник был убежден, что ценность человека зависит прежде всего от его моральных качеств, душевного здоровья, нравственного достоинства, честности, трудолюбия, то есть именно того, что художник искал и нашел в народе, среди русских крестьян. Эта гуманистическая позиция, воплощенная не в теоретических рассуждениях, а в ярких и конкретных художественных образах, отводит Венецианову место в пушкинской плеяде деятелей передовой демократической культуры.

Вот одна из его работ — «Захарка» (1825). Типичный Деревенский мальчуган в шапке, рукавицах и с топором на плече вполне реальный Захарка, сын Федула и Анны Степановых из Сафонкова. Лицо «мужичка» с широкими скулами, коротким носом и по-детски пухлыми губами далеко от идеальной правильности черт, но в больших живых глазах светятся природный ум, смекалка, доброта. Он уже познал нелегкий крестьянский труд; в труде пройдет и вся его жизнь. В «Спящем пастушке» (1824), быть может, ощущается налет некоторой сентиментальности и размягченной умиленности, с которой художник любуется позирующим ему деревенским пастушком в домотканом армяке и лаптях. Но поразительнее всего пейзажный фон картины: и эта, словно замершая в летней истоме, речка, и каждый кустик, и травинка, прислушивающиеся к неспешному течению живой жизни. Такого лирического облика родной природы, такого проникновения в самую сущность и дух ее в русской живописи еще не было; пройдут годы и десятилетия, прежде чем возникнут пейзажи А. Саврасова, В. Поленова, И. Левитана...

В русской живописи Венецианов прокладывал путь искусству правдивому, народному, глубоко национальному. В его творчестве — истоки многих важных и значительных явлений последующих эпох. Художнику, однако, еще при жизни довелось увидеть целое направление в искусстве 1830—1840-х годов, связанное с его учениками и последователями, которые так и вошли в историю под именем венециановцев. В Сафонкове или Петербурге у Венецианова всегда жили по нескольку талантливых юношей — крепостных крестьян, детей отставных солдат, выходцев из мещан и ремесленников, которых нашел и приютил художник, обучил основам искусства, вывел на дорогу самостоятельного творчества.

Живописцы разной меры таланта и способностей, они образовали плодотворную художественную школу. Вместе с ними в русское искусство вошел мир крестьян, городских ремесленников и кустарей, художников и сельских кузнецов, столяров и сапожников, мир простых и добрых чувств. В творчестве венециановцев отчетливо выступает тенденция к искусству демократическому и гуманистическому, связанному с жизнью низов общества. По тем или иным причинам одни венециановцы затерялись в истории искусства, другие оставили в ней серьезный и заметный след. Такие работы, как «Сборы на охоту» и «Площадь провинциального городка» Е. Крендовского, «Кузница» и «В столярной» Л. Плахова, «Русская зима» Н. Крылова, портреты А. Тыранова, интерьеры А. Алексеева и К. Зеленцова, многие произведения С. Зарянко, Ф. Славянского, А. Чернышева.

Жизнь художника оборвалась случайно. Сани Венецианова понесли с крутой горы лошади, ямщик выпал, а художник пытался справиться с лошадьми, но неудачно. Он тоже выпал из саней, но запутался в возжах. Когда кони примчались в деревню, художник был уже мертв.

Продажа произведений декоративного искусства и живописи. Купить картину или икону можно в любом месте мира с доставкой до дома.


Нашли ошибку? Есть чем дополнить? Пишите
E-mail: *
Тема:
Текст сообщения: *
Поля, помеченные знаком *, обязательные для заполнения
 
О проектеКонтактыРеклама на сайтеПользовательское соглашениеновостиИспользуемая литератураКарта сайта


Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только с письменного
разрешения администрации. При использовании материалов
необходимо ставить ссылку на сайт.
Ограничение ответственности
Политика конфиденциальности