Продажа картин и других произведений искусства

По виду изобразительного искусства

По жанру

По технике исполнения

По стилю

По интерьеру


Картины по тематикам
Картины по художникам

Биография художников:

Русские художники
Зарубежные художники


Искусство лечебной живописи

Кипренский Орест Адамович (1782 — 1836)


Главная » Русские художники » XVIII (18 век) » Кипренский Орест Адамович

Творчество и биография - Кипренский Орест Адамович

Среди прижизненных портретов А. С. Пушкина есть один, особенно любимый и популярный. Мысль и вдохновение, красота творческого деяния и высокое предначертание «избранника муз»— вот содержание этого портрета. Чистое, незамутненное чело, лицо спокойное и значительное, величавая, полная достоинства поза, взгляд, устремленный вдаль, поверх зрителей, строгий сюртук и плед, перекинутый через плечо, наконец, статуэтка Музы, играющей на лире,— классический символ поэзии — все здесь подчинено замыслу автора. Перед нами Поэт, историческое и всеобъемлющее значение которого осознавалось уже его современниками.

Пушкину было тогда двадцать восемь лет. Не жизнерадостный гениальный юноша, поразивший друзей и всю читающую Россию романтикой «Яуслана и Людмилы», «Кавказского пленника» и «Цыган», но поэт, познавший сполна радость творческих побед и горечь жизненных разочарований, блеск славы и царскую немилость. Свою судьбу Пушкин сравнивал с судьбой легендарного певца Ариона.

Пловцам я пел... Вдруг лоно волн Измял с налету вихорь шумный... Погиб и кормщик и пловец! — Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою.. . «Арион» был написан после 14 декабря. Вот откуда подмеченные художником затаенная скорбь и тревога в глубине глаз, едва уловимая горечь в изгибе губ, решительных, по – мужски твердых и определенных. Так увидеть и воссоздать на полотне облик Пушкина мог только большой художник, способный передать не только сходство, характер, психологию модели, но уловить и донести до зрителя редкостное мгновение творческого вдохновения, рождения поэтической мысли.

Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел. Таким был живописец О. Кипренский. Родился под Петербургом. Внебрачный сын крепостной крестьянки, Кипренский провел детство в крепостной семье, затем получил вольную и был определен в воспитательное училище при петербургской Академии художеств. По окончании Академии (1803) юноша состоял при ней шесть лет пансионером. Уже в те годы проявил себя блестящим рисовальщиком. За картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (1805) художник получил Большую золотую медаль.

Истинный талант Кипренского раскрылся в первом же портрете А. Швальбе (1804). Он выделялся мастерством психологической характеристики и живописной техники. Затем были исполнены портреты А. Томилова, Е. Корсакова, И. Кусова (1808), в них лиричность, человечность образа, столь свойственные работам Кипренского, уже преобладают над академической парадностью. С 1809 художник работал в Москве и Твери, создав такие известные произведения, как портреты Е. и Ф. Ростопчиных (1808), мальчика Челищева, автопортрет (ок. 1809), портреты Н. Мосолова и И. Гагарина (1811), карандашные портреты Вл. и Вас. Давыдовых, «Музыкант», романтический «В. Жуковский» (1816) и изысканно утонченная, мечтательная «Е. Авдулина» (1822) составили замечательные страницы портретного искусства, русской художественной культуры.

Новый этап в творчестве Кипренского связан с Отечественной войной 1812. Вернувшись в Петербург вскоре после начала войны (1812), художник приступил к созданию серии карандашных портретов ее участников: Е. Чаплица, братев Ланских, А. Томилова и П. Оленина (1813) и др. В графических изображениях героев войны проявилась вера художника в способности человека, вера в его истинные человеческие качества, не зависящие от сословий и общественного положения. Кипренский открыл не только новые качества человека, но и новые возможности живописи. Каждый раз он ищет такие соотношения цветов, которые соответствуют данному портретному образу,— то это тонкие переходы серебристых тонов, то резкие цветовые контрасты, то контрасты света и тени.

В 1816 Кипренский уехал в Италию для изучения живописи старых мастеров. Когда молодой Кипренский по приезде в Италию выставил там портрет своего приемного отца А. Швальбе, его обвинили в том, что он выдает произведение Рубенса или Ван Дейка за свое; итальянские профессора не верили, что такой портрет мог быть написан художником из «медвежьей России». Кипренский добился признания, встав вровень с лучшими мастерами европейской портретной живописи, ему, первому из русских, заказали для флорентийской галереи Уффици автопортрет.

Продолжая успешно работать в жанре портрета (А. Голицына, ок. 1819; Е. Авдули-ной, 1822), художник обращался к аллегорическим и античным темам (эскизы и картон «Аполлон, поражающий Пифона», картина «Анакреонова гробница», 1820, и др.). В эти же годы были созданы картины «Молодой садовник» (1817) и «Девочка в маковом венке» (1819), в которых появляются новые для Кипренского черты условности и отвлеченности. В своих произведениях Кипренский выступает сильно и тонко чувствующим живописцем, в совершенстве владеющим мастерством, художником глубоким и вдумчивым, одаренным способностью в живописных образах воссоздать свое время, то, чем жили его современники. Он портретировал А. Пушкина и В. Жуковского, И. Крылова и К. Батюшкова, офицеров и президента Академии художеств, придворных и девочку калмычку, которую барыня брала в церковь, чтобы она клала за нее поклоны. И каждая работа Кипренского — это правдивый рассказ о человеке, одухотворенный взволнованным и просветленным чувством художника, его стремлением найти и передать самые лучшие и благородные качества модели.

Таков, например, портрет Е. Давыдова. В стройной фигуре гусара, его горделивой осанке и мужественном лице со смоляными усами и живым блеском таких же темных глубоких глаз ощущаются бесстрашие и энергия, сознание воинской чести и собственного достоинства, постоянная готовность к ратному подвигу. Но за всем этим стоит человек, владеющий не только саблей, но способный к глубоким и серьезным раздумьям, сильным и ярким чувствам. В битвах за родину воедино сливаются для него общественный, гражданский долг и личное счастье. С романтической приподнятостью образа перекликается и пейзажный фон портрета: природа здесь словно волнуется, отражая мысли, чувства и устремления героя. Черно-синее грозовое небо, облака, сумрачная оливковая листва, скользящие пятна света и тени... В эти глубокие вечерние тона врывается буйная красочность парадного гусарского мундира, звонкие и праздничные сочетания цвета. Общий колорит картины не резкий, но несколько приглушенный, то же время темпераментный, радостный и торжественный, как бы насыщенный героической патетикой образа.

Кисти Кипренского принадлежит немало произведений столь же высокого уровня, которые могли бы составить честь любому художнику. Когда Кипренский в 1823 году вернулся из Италии, при дворе его встретили сдержанно, в Академии — с плохо скрываемым недоброжелательством. Для создания портретной галереи героев 1812 года в Зимнем дворце царь пригласил не Кипренского, а английского художника Дж. Доу.

Любимец музы легкокрылой Хоть не британец, не француз,—

обращался к Кипренскому Пушкин, намекая на предпочтение, оказываемое иностранцам. Художник продолжал обогащать создаваемую им галерею современников: появились реалистические яркие портреты И. Анненкова (1823), Н. Трубецкого (1826), Е. Телешевой и др.

В 1828 году Кипренский возвратился в Италию, но и там он не обрел покоя, вдали от родины его талант иссякал и глох. Это пришло позднее, а тогда, в Петербурге, когда художник писал портрет А. Пушкина, он находился в расцвете своего дарования. Это был и прежний Кипренский, и в чем-то уже не тот... Остались легкость сильной, уверенной кисти, виртуозное владение рисунком и цветом, живой интерес к личности, обусловленный не ее сословной принадлежностью, а прежде всего богатством и значительностью духовного мира, стремление утверждать поэтическое и творческое начало в человеке. Но те времена, когда гармония активных и цельных натур казалась достижимой, уже миновали; умудренный жизненным и творческим опытом художник все глубже проникает за внешнюю оболочку явлений и тогда ему открывается мир трагических и неразрешимых противоречий.

Портрет Пушкина Кипренский писал летом 1827 года по заказу А. Дельвига. Родные Пушкина, его близкие и друзья, наконец, сам поэт единодушно признали портрет одним из лучших его изображений. После смерти Дельвига Пушкин приобрел портрет у его жены, до самой смерти поэта он висел у него в кабинете. В стихотворном послании к художнику Пушкин писал:

Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит, Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид.

Последняя значительная картина — «Читатели газет в Неаполе» (1831) — навеяна национально-освободительным движением в Польше.

Хотите, чтобы дизайн интерьера вашей квартиры был по-настоящему эксклюзивным? Купите несколько картин современных художников и вам удастся сделать это легко.


Нашли ошибку? Есть чем дополнить? Пишите
E-mail: *
Тема:
Текст сообщения: *
Поля, помеченные знаком *, обязательные для заполнения
 
О проектеКонтактыРеклама на сайтеПользовательское соглашениеновостиИспользуемая литератураКарта сайта


Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только с письменного
разрешения администрации. При использовании материалов
необходимо ставить ссылку на сайт.
Ограничение ответственности
Политика конфиденциальности