Продажа картин и других произведений искусства

По виду изобразительного искусства

По жанру

По технике исполнения

По стилю

По интерьеру


Картины по тематикам
Картины по художникам

Биография художников:

Русские художники
Зарубежные художники


Искусство лечебной живописи

Рокотов Федор Степанович (1735—1808)


Главная » Русские художники » XVIII (18 век) » Рокотов Федор Степанович

Творчество и биография - Рокотов Федор Степанович

В середине 1760-х годов, когда Антропов находился еще в расцвете сил, завоевывает известность живописец, разительно непохожий ни на него, ни на других современников, — Ф. Рокотов. Мало знаем мы об этом художнике родом из семьи крепостных князя И. Репнина, ставшем одним из самых изысканных и тонких живописцев в европейском искусстве XVIII века. Лишь в последние годы стала рассеиваться плотная завеса, скрывавшая обстоятельства его жизни и творчества.

В 1757 Рокотов создал «Портрет неизвестного в гвардейском мундире». К этому времени обычно относят его переезд в Петербург. Живя в Петербурге, изучал произведения великих мастеров. Ему покровительствовал глава Академии художеств И. Шувалов. Для него Рокотов создал картину «Кабинет Шувалова» — практически первый интерьер в русской живописи. Художественное образование получил под руководством Л.Ж. Ле Лоррана и гр. П. де Ротари. Работал старательно в манере последнего.

В 1762 был назначен в Академию художеств адъюнктом за картину «Венера» и за портрет Петра III. К моменту вступления на престол Екатерины II был уже хорошо известным художником. Императрица заказала ему в 1763 свой портрет, давая сеансы в Петергофе. На портрете императрица изображена в полный рост, в профиль, среди красивой обстановки — это один из лучших портретов Екатерины.

Мы мало знаем о героях его портретов. Сейчас, впрочем, уже установлены истоки и основные вехи его творческой биографии, хронологический ряд произведений, личности многих его моделей. И все равно нелегко объяснить главное — поэтическую и лирическую природу этого крупного, самобытного, необычного дарования. В одном из лучших своих произведений, портрете поэта В. И. Майкова (конец 1760-х), Рокотов создает многогранный образ поэта, автора «ироикомической» поэмы «Елисеи, или Раздраженный Вакх», русского вольтерианца и дворянского вольнодумца, сибарита и жизнелюба. В этом же ключе написан и ряд других портретов художника.

Рокотов, как правило, избегает парадных изображений, отказывается от пышной обстановки, эффектных и разнообразных композиций, поз и поворотов. Преодолевая дистанцию, отделяющую зрителя от моделей, он как бы приближает портрет к нам, и вместе с художником мы с нарастающим интересом всматриваемся в черты незнакомцев, их глаза, меряющие из-под полуопущенных век, линию надменных или доверчивых губ, многозначный, не во всем понятный и доступный внутренний мир людей. Художник не высказывает, как правило, категорических суждений, и в его портретах часто ощутимо нечто загадочное, необъяснимая сложность и противоречивость душевных движений, тончайшие нюансы, определяющие в конечном счете их эмоциональное воздействие. Недосказанность волнует, дает простор воображению. Проникновенные строки об одном из портретов Рокотова принадлежат перу замечательного советского поэта Н. Заболоцкого:

Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.

В 1765 возведен в академики. После чего оставил Академию и поселился в Москве. Здесь, не отвлекаясь на посторонние темы, создал свои лучшие работы. На рубеже 1770—80 произошло изменение типа портретов Рокотова. В эти годы писал главным образом женщин большого духовного богатства.

Портреты А. П. Струйской (1772), В. Е. Новосильцевой (1780), П. Н. Ланской (1780-е), Е. В. Санти (1785), В. И. Суровцевой (1780-е)... Каждый портрет — это прежде всего чувство, воплощенное гибким и богатым языком живописи. Описания их не в силах передать скольжение света на гладкой эмалевой поверхности, красоту и движение цвета, то мерцающего в глубине, то прорывающегося приглушенным жаром, едва уловимые переходы одного полутона в другой, затягивающий сумрак фона, из которого, словно наплывом, выходят к нам бледные лица. Изысканное благородство палитры Рокотова, выразительность плавно струящихся мазков его кисти ставят художника в число самых выдающихся колористов XVIII века.

В последние десятилетия работал очень мало, как полагают, из-за ухудшившегося зрения. В начале XIX века им не было создано ни одной картины.

Магазин эксклюзивной живописи. Здесь вы всегда сможете купить картину или раму для нее. Стоимость покажется невысокой даже самому придирчивому клиенту.


Нашли ошибку? Есть чем дополнить? Пишите
E-mail: *
Тема:
Текст сообщения: *
Поля, помеченные знаком *, обязательные для заполнения
 
О проектеКонтактыРеклама на сайтеПользовательское соглашениеновостиИспользуемая литератураКарта сайта


Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только с письменного
разрешения администрации. При использовании материалов
необходимо ставить ссылку на сайт.
Ограничение ответственности
Политика конфиденциальности