Продажа картин и других произведений искусства

По виду изобразительного искусства

По жанру

По технике исполнения

По стилю

По интерьеру


Картины по тематикам
Картины по художникам

Биография художников:

Русские художники
Зарубежные художники


Искусство лечебной живописи

Воробьев Максим Никифорович (1787-1855)


Главная » Русские художники » XVIII (18 век) » Воробьев Максим Никифорович

Творчество и биография - Воробьев Максим Никифорович

Воробьев Максим Никифорович — русский живописец-пейзажист.

С 1798 по 1809 г. учился в Петербургской Академии художеств у Ф. Я. Алексеева и М. М. Иванова. В 1809 г. за «Вид новостроящейся церкви Казанской Богоматери с околичностями» он получил Большую золотую медаль, что дало ему право на командировку за границу, но международная обстановка, связанная с войнами Наполеона в западноевропейских странах, вынудила Воробьева отложить путешествие. В качестве помощника Ф. Я. Алексеева молодой художник ездил по российским городам, делая зарисовки для городских архитектурных пейзажей.

В 1813-1814 гг. Воробьев в качестве художника, прикомандированного к русской армии, принял участие в военном походе в Германию и Францию, став очевидцем взятия русскими войсками Парижа. За картину «Торжественное молебствие, совершенное русским духовенством в Париже на площади Людовика XV в присутствии союзных войск, также при стечении многочисленного народа» (1814) живописец получил звание академика.

С 1815 г. Воробьев начал преподавать в Академии художеств. В 1817 г. по заданию руководства Академии он отправляется в командировку для создания видов окрестностей Москвы. Пробыв в Москве до начала 1818 г., художник исполнил множество изящных акварелей и рисунков тушью, запечатлевших Москву, восстановленную после войны с Наполеоном. По этим эскизам и рисункам в Петербурге он написал картины «Вид Кремля из-за реки Яузы» (Русский музей, Санкт-Петербург) и «Вид Кремля от Каменного моста» (Русский музей, Санкт-Петербург).

В 1820 г. Воробьев по заданию российского правительства отправился на Ближний Восток, в Турцию. В Константинополе он, восхищенный экзотикой древнего восточного города, делает зарисовки и акварели, изображая улицы и рыночные площади, величественные мечети и синие воды Босфора. По этим эскизам позднее он написал большие полотна, передающие яркую красоту Востока («Босфор», Картинная галерея, Симферополь).

Вскоре Воробьев отправился на корабле в Смирну. В пути он рисовал, изображая гавани и острова, мимо которых проплывало судно. В Смирне живописец также много работал, делая зарисовки окрестностей города. Именно на Востоке художник проявил себя как талантливый маринист. В этом качестве он выступил, вернувшись на родину, где написал несколько крупноформатных марин. Большой успех имела его картина «Вид Смирны», представленная живописцем на выставке в 1827 г.

Из Смирны Воробьев вместе с Д.В. Дашковым, выполнявшим на Ближнем Востоке дипломатическую миссию, отправился по морю к Кипру. Высадившись в Яффе, путешественники на верблюдах и лошадях поехали к Иерусалиму. Впечатления, полученные художником во время путешествия по Палестине, отразились в многочисленных натурных этюдах, на основе которых в дальнейшем были написаны большие живописные полотна («Мертвое море», «Вид Иерусалима»).

В Иерусалиме Воробьев делает зарисовки христианских храмов и других памятников архитектуры. В обратный путь живописец и его спутники отправились по морю, посетив Кипр, а затем Родос. Художник рисует все, что привлекает его внимание. Величественный морской вид открывается зрителю в акварели «Вход в Родосский порт» (Третьяковская галерея, Москва), изображающей высокую башню и парусное Удно, освещенное лучами предзакатного солнца. С большим мастерством художник передает игру света поверхности воды и отражения лодок и корабля.

Покинув Родос, Воробьев посещает остров Самос и возвращается в Смирну, а затем в Константинополь. Он не расстается с альбомом, делая зарисовки моря, древних руин и и памятников. Вернувшись в 1821 г. в Петербург, художник привез около ста акварелей и рисунков, послуживших основой для его картин, среди которых известные полотна «Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме» (1822, Русский музей, Санкт-Петербург) и «Внутренний вид церкви на Голгофе в Иерусалиме» (1824).

В 1823 г. за картины «Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме» и «Вид петербургский с Невы-реки во время лунной ночи» Воробьеву было присвоено звание профессора. Эти произведения и полотно «Внутренний вид церкви на Голгофе в Иерусалиме» он представил на академической выставке. Современники были восхищены искусством Воробьева, его замечательным умением передавать эффекты освещения. Большой успех имела и выставка 1827 г., на которой живописец представил виды Мертвого моря и Смирны, «Вечер у Абу-Гоша» и «Вид Невы при восходе солнца от Горного института».

В конце 1820-х гг. Воробьев посетил Балканы, где проходили военные действия русской армии против Турции. Художник побывал в расположении русских войск у Варны, под Шумлой, в Бабадаге, а также на военных судах Черноморского флота, стал очевидцем штурма турецкой крепости в Варне.

Вернувшись в Петербург, живописец создал несколько замечательных картин, отличающихся богатством колорита и поэтичностью («Взрыв Варны», конец 1820-х; «Берег моря близ Варны», 1829). Особенно поразило зрителей полотно «Буря на черном море» (конец 1820-х), в котором художник ярко и драматично отразил собственные впечатления от пережитого во время пребывания на военном корабле Черноморского флота.

Множество произведений Воробьева посвящено видам Москвы и Петербурга («Вид Московского Кремля от Устьинского моста», 1818; «Восход солнца над Невою», 1830; «Пристань с египетскими сфинксами ночью», 1833; «Набережная Невы у Академии художеств (Вид пристани с египетскими сфинксами днем)», 1835, Русский музей, Санкт-Петербург; «Лунная ночь в Петербурге», 1839). Нередко художник под одним названием создавал несколько вариантов картины, внося некоторые изменения в свои работы. Особенно хороши полотна Воробьева, изображающие Петербург. Перед зрителем предстает романтический образ города, живущего в гармонии с окружающей его природой. Поразительно точно передает художник световоздушную среду, наполняющую пространство, и едва уловимые переходные состояния природы. Именно это умение Воробьева показать город по-новому, в тесном единстве с природой, привлекло к нему множество почитателей. Хотя в его петербургских пейзажах мало человеческих фигур или они вообще безлюдны, присутствие людей ощущается в изображениях домов, лодок, стоящих на приколе. Все в картинах наполнено живой энергией и теплом.

В начале 1840-х гг. художник пережил душевный кризис, связанный с внезапной смертью жены. Мрачные настроения отразились в картине «Дуб, поражаемый молнией» (1842, Третьяковская галерея, Москва), пронизанной чувством глубокого отчаяния. Живописцу удалось преодолеть кризис, и вскоре он вернулся к активной творческой деятельности. В 1822-1845 гг. Воробьев посетил Италию, где в это время находился его сын Сократ, тоже художник, командированный за границу Петербургской Академией. В Неаполе, Риме, Сицилии Воробьев делает рисунки и пейзажи сепией и акварелью. Вернувшись в Петербург, он пишет замечательные полотна, представляющие красоту Средиземного моря, берега Сицилии, Везувий, Этну («Итальянский вид ночью», «Приморский пейзаж»). Воробьев был не только талантливым живописцем, он работал в скульптуре, пробовал себя в гравюре. Художник говорил, что именно музыка подсказала образ волнующегося моря для одной из его картин. Много сделавший для становления русского лирического пейзажа, Воробьев был несправедливо забыт вскоре после своей смерти. Создавший множество замечательных морских видов, он выучил таких известных маринистов, как И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов, Л. Ф. Лагорио.

Обустраиваете свою квартиру в стиле ретро? Уникальное предложение - купите старинную картину , которая задаст стиль всей вашей повседневной жизни.


Нашли ошибку? Есть чем дополнить? Пишите
E-mail: *
Тема:
Текст сообщения: *
Поля, помеченные знаком *, обязательные для заполнения
 
О проектеКонтактыРеклама на сайтеПользовательское соглашениеновостиИспользуемая литератураКарта сайта


Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только с письменного
разрешения администрации. При использовании материалов
необходимо ставить ссылку на сайт.
Ограничение ответственности
Политика конфиденциальности