Продажа картин и других произведений искусства

По виду изобразительного искусства

По жанру

По технике исполнения

По стилю

По интерьеру


Картины по тематикам
Картины по художникам

Биография художников:

Русские художники
Зарубежные художники


Искусство лечебной живописи

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825)


Главная » Русские художники » XVIII (18 век) » Боровиковский Владимир Лукич

Творчество и биография - Боровиковский Владимир Лукич

Картины художника

Боровиковский Владимир Лукич (1757—1825), выдающийся русский художник-портретист.

Родился в Миргороде в семье казака. Первые уроки живописи получил у отца. В 1787 Екатерина II направлялась через Украину в Крым. На пути императрицы возводились всякого рода пышные сооружения и дворцы. Один из них декорировал приписанный к Миргородскому полку сын мелкого казачьего старшины Боровиковский. Согласно преданию, Екатерина похвалила и наградила его, так что на полученные деньги он смог отправиться в Петербург. В Петербурге он поселился в доме Н. Львова — выдающегося архитектора, поэта и музыканта своего времени. По некоторым источникам, сначала Боровиковский работал под руководством замечательного русского художника Д. Левицкого. Боровиковский быстро выработал свой почерк, внеся в портретную живопись новые черты: обостренный интерес к миру чувств и настроений своих героев. Для сентиментализма, господствовавшего тогда в искусстве, основным было право человека углубиться в свою собственную духовную жизнь, черпать душевные силы в общении с природой. Эти настроения нашли отражение в творчестве Боровиковского. В среду русских портретистов он вошел уже сложившимся художником, успевшим завоевать на родной Украине известности иконописца. Расцвет его таланта приходится на 1790—1800-е годы, когда были созданы его лучшие полотна. Среди них есть и впечатляющие парадные композиции — изображения Муртазы-Кулихана (1796), «бриллиантового князя» А. Б. Куракина (ок. 1800), генерала Е. А. Боровского (1799) и других,—и глубокие психологические портреты, например художника Д. Левицкого, миниатюры, интересные и содержательные народные типы — «Торжокская крестьянка Христинья» (1795) и особенно «Крестьянин, греющий руки у огня» («Аллегория Зимы», 1790-е).

Но значение Боровиковского в истории русского портрета определяется прежде всего созданной им галереей женских образов. Когда мы говорим о русской культуре рубежа XVIII и XIX веков, то вспоминаем «Бедную Лизу» Н. Карамзина и портреты В. Боровиковского, наиболее полно выразившие идеи и эстетику русского сентиментализма, во мног определившие настроения, вкусы и духовный облик образова ного русского общества. Мир и согласие, нежная любовь, внутреннее самоусовершенствование, прекраснодушная чувствительность и мечтательность, народолюбие («И крестьянки чувствовать умеют!»), гармоническое слияние с природой — вот идеалы, рождавшиеся в обществе, воплощенные и как бы укрупненные писателями и художниками. В Петербурге он сблизился с кружком Н. Львова: Г. Державиным, В. Капнистом и И. Хемницером. В это время он создал такие значительные произведения, как портреты поэтов Г. Державина (1795), В. Капниста (1794), сенатора А. Васильева (1794), портреты сестер Львовых — «Лизынька и Дашенька» (1794), а также работу «Торжковская крестьянка Христиния» (1795). Ему охотно позировали царедворцы, известные политики, первые красавицы Петербурга, «отцы церкви» и бравые генералы.

Боровиковский не являлся учеником петербургской Академии художеств, но Академия была вынуждена признать его заслуги перед русским искусством, и в 1795 художник получил звание академика, а в 1802 был назначен советником Академии художеств. Во второй половине 1790-х были созданы лучшие портреты Боровиковского. К ним относятся: портреты В. Арсеньевой (1790-е), М. Лопухиной (1797), неизвестной из семьи Шидловских (1798), Е. Нарышкиной (1799), а также «Портрет генерал-майора Ф. Боровского» (1799), участника суворовских походов.

Боровиковский в своем творчестве до известной степени стоял в оппозиции к официальному академическому искусству. Художник стремился избегнуть парадности, даже изображая представителей царской фамилии. На портрете Екатерины II (1794—95) императрица представлена в домашнем платье во время прогулки в парке, что резко отличало эту работу от множества традиционных парадных царских портретов XVIII века. Оставаясь верным идеям русского сентиментализма с его культом «простых» человеческих чувств и близости с природой, художник своих героинь обычно изображал наедине с природой, погруженными в мечтательную задумчивость. «Портрет М. Лопухиной» (Гос. Третьяковская галерея) — вершина творчества Боровиковского.

Это портрет девушки, погруженной в несколько меланхолическое раздумье, с мягким и плавным ритмом силуэтов, тонкими и изысканными сочетаниями голубых, белых, нежно-зеленых и сиреневых тонов. Преодолевая ограниченность сентиментализма, Боровиковский поднимается в этом портрете до создания идеального и в то же время исторически верного образа русской женщины.

Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье — тень любви, и мысли — тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас,—

писал в стихотворении «К портрету Лопухиной» поэт Я. Полонский.

Великолепны по глубине характеристик и живописному мастерству и портреты, лишенные и намека на придворные комплименты, — портреты императора Павла I и А. Куракина (ок. 1800).

В конце XVIII века в творчестве Боровиковского начал складываться новый человеческий идеал, отмеченный чертами гражданственности, олицетворяющий передовые устремления эпохи национально-патриотического подъема в России, связанного с наполеоновскими войнами. Это портреты А. Долгорукого, М. Долгорукой, А. Сталь и др. В них художник стремился подчеркнуть благородство духа и помыслов, человеческое достоинство, героичность. Вместе с новым содержанием портретов изменилась и их композиция — она стала более строгой; вместо пейзажного Фона появился интерьер. Характерны портреты А. Лабазиной с воспитанницей (1803), А. Безбородко с дочерьми (1803), Н. Дубовицкой (1809).

В 1802 был привлечен к работам по украшению Михайловского замка, а в 1804 — к украшению Казанского собора в Петербурге. Из поздних работ Боровиковского выделяются новым уровнем реализма и художественности портреты Д. Трощинского (1819) и Дубовицкого-младшего (ок. 1818).

Боровиковский явился одним из первых русских художников, обратившихся к «портрету души», изображению красоты духовного облика, внутреннего мира его Современников, предшествуя О. Кипренскому, В. Тропинину. И хотя он и жил еще в первой четверти XIX века, но по духу и характеру своего творчества это художник предыдущего, восемнадцатого столетия. Новая эпоха выдвинула новые идеи, новых героев, иных художников.

Художественная галерея. Предоставляем шанс эксклюзивно купить картину от авторов, чьи имена известны на весь мир.


Портрет М.И. Лопухиной
Портрет Г.Р. Державина
Портрет А.И. Безбородко с дочерьми
Портрет М.И. Лопухиной
год: 1797
Портрет Г.Р. Державина
год: 1811
Портрет А.И. Безбородко с дочерьми
год: 1803
Портрет Н.А. Толстого
Портрет А.Б. Куракина в одеянии кавалера Мальтийского ордена
Портрет Г.С. Волконского
Портрет Н.А. Толстого
год: 1800-е
Портрет А.Б. Куракина в одеянии кавалера Мальтийского ордена
год: ок. 1801
Портрет Г.С. Волконского
год: 1806

Нашли ошибку? Есть чем дополнить? Пишите
E-mail: *
Тема:
Текст сообщения: *
Поля, помеченные знаком *, обязательные для заполнения
 
О проектеКонтактыРеклама на сайтеПользовательское соглашениеновостиИспользуемая литератураКарта сайта


Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только с письменного
разрешения администрации. При использовании материалов
необходимо ставить ссылку на сайт.
Ограничение ответственности
Политика конфиденциальности