Продажа картин и других произведений искусства

По виду изобразительного искусства

По жанру

По технике исполнения

По стилю

По интерьеру


Картины по тематикам
Картины по художникам

Биография художников:

Русские художники
Зарубежные художники


Искусство лечебной живописи

Тропинин Василий Андреевич (1776—1857)


Главная » Русские художники » XVIII (18 век) » Тропинин Василий Андреевич

Творчество и биография - Тропинин Василий Андреевич

Картины художника

Весной 1827 года, Пушкина портретировал В. Тропинин. Портрет был заказан самим поэтом для своего приятеля С. А. Соболевского, которому, по свидетельству современника «хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще». Тропинин, собственно, и не мог создать иного портрета: именно так видел и воспринимал он своего великого современника. Тропинин не слагал возвышенных гимнов и элегий, он говорил чистым и ясным разговорным языком. Только всеобъемлющий гений Пушкина мог воедино слить контрасты современной истории и российской культуры, Кипренский и Тропинин — каждый по-своему — отобразили одну из граней.

.. .Пушкин дома, он одет в просторный халат, рубашку с мягким открытым воротом, вокруг шеи небрежно повязан платок. Образ поэта становится мягче, интимнее, доступнее. Художник не приземляет Пушкина, не низводит изображение великого поэта до уровня обычного жанрового портрета. Облик Пушкина исполнен высокой духовности, значительности, чувства собственного достоинства. Но это не классик и романтик, как в портрете Кипренского, а скорее автор «Бориса Годунова» и «Арапа Петра Великого», «Графа Нулина» и деревенских глав «Евгения Онегина». Общительный и остроумный, злой и язвительный к врагам, нежный и мягкий с друзьями, мыслитель и писатель, поэт и прозаик — таким предстает Пушкин в портрете кисти В. Тропинина.

Путь художника к этому произведению был долгим и тернистым. Но, быть может, без жизненного опыта, приобретенного им на этом пути, Тропинин не достиг бы того прозрения, которым освещен портрет Пушкина и другие полотна.

Собственности Миниха, отданной в качестве приданого зятю графу И. Моркову, Тропинину была уготована судьба крепостного. Юноша мечтал о живописи — барин отдал его в ученики... кондитеру. И все же Тропинину удалось определиться в Академию художеств «посторонним учеником». Первые картины, первый успех на выставке — и Морков забирает его из Академии, отсылает в имение; ему нужен не живописец, а лакей и каретник. Зрелый художник и отец семейства, он не смел даже сесть в присутствии графа и его гостей, место его за креслом, с салфеткой и подносом в руке. Лишь в 1823 году когда Тропинину минуло сорок семь лет, он получает вольную и, поселившись в Москве, отдается творчеству. Он стал самым известным московским портретистом. В произведениях художника всегда отражается личность автора, и к Тропинину это относится в самой полной мере. Скромный, мягкий и деликатный, исполненный доброты и любви к людям, художник как бы наделяет этими качествами свои модели. Люди в его портретах овеяны какой-то особой атмосферой доброжелательства и душевного благородства. Портреты Тропинина простые, «домашние», в них всегда есть правда характеров и той обстановки, в которой живут его герои. Эти портреты как бы сочетают в себе портретный и бытовой жанр.

Человек как таковой, ценность которого определяется, прежде всего, его нравственными, моральными качествами,— вот главная, основная тема творчества Тропинина. И решается она независимо от модели, будь то сиятельный вельможа или нищий старик крестьянин. Нет ни громких слов и порывистых жестов, ни эффектных поз и пронизывающих взоров, люди в портретах живут размеренной жизнью привычных будней. Они вроде бы и не позируют художнику, а продолжают заниматься своим делом — плетут кружева, вышивают, прядут, играют на гитаре,— портрет нередко перерастает в жанровую, бытовую сцену.

В созданной Тропининым портретной галерее — крестьянские дети, дворовые девушки, прославленные собратья по искусству — писатель и историк Н. Карамзин, художники К. Брюллов, Н. Уткин, П. Соколов, актер В. Каратыгин, наконец, А. Пушкин. С особенной любовью Тропинин работал над портретами украинских крестьян (имение графа Моркова находилось на Подолье, неподалеку от Винницы), стариков нищих с изрезанными морщинами лицами, обаятельных в своей душевной чистоте девушек-мастериц: золотошвеек, прях, кружевниц. Для крепостного художника эти картины были не живописной экзотикой романтиков и не кощунством над музами, как для классиков-академистов, это были люди его круга, с которыми он много лет жил бок о бок, которых знал, любил и которых писал с симпатией и глубоким уважением. Изображения близких Тропинину людей согреты интимностью и сердечной теплотой, у зрителя как бы сами собой возникают духовные связи с моделями художника. Особенно привлекателен и поэтичен портрет сына художника. Свободная и непринужденная манера письма, гамма светлых тонов и мягких переходов и оттенков цвета передают черты этого мальчугана с обрамляющими нежный овал лица русыми волосами, сосредоточенный взгляд умных и живых глаз нравственную чистоту ребенка.

Кого бы ни писал Тропинин, он никогда не унижал и не льстил своим моделям. В равной мере ему претили и хвалебные оды, и резкие эпиграммы. Художник всегда старался найти в людях лучшие, привлекательные стороны. И когда это стремление совпадало с действительностью, возникали произведения, цельные и гармоничные, покоряющие своей безусловной правдой и убедительностью. Так и с портретом Пушкина. Таким был поэт в жизни, таким его увидел художник, и таким он остался в памяти народной. Облик великого национального поэта неотделим от его произведений, от той роли, которую Пушкин играет сегодня в нашей жизни. В удивительном тождестве портретного образа с народными представлениями о поэте и заключается секрет непреходящей ценности полотен О. Кипренского и В. Тропинина, иначе мы и не представляем себе Пушкина.

Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз,— И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз,—

писал поэт, обращаясь к Кипренскому.

Сделайте себе великолепный подарок на праздники. Купите картину мастеров живописи и декоративно-прикладного искусства эксклюзивного исполнения.


Бибиков
Бибиков

Нашли ошибку? Есть чем дополнить? Пишите
E-mail: *
Тема:
Текст сообщения: *
Поля, помеченные знаком *, обязательные для заполнения
 
О проектеКонтактыРеклама на сайтеПользовательское соглашениеновостиИспользуемая литератураКарта сайта


Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только с письменного
разрешения администрации. При использовании материалов
необходимо ставить ссылку на сайт.
Ограничение ответственности
Политика конфиденциальности