Продажа картин и других произведений искусства

По виду изобразительного искусства

По жанру

По технике исполнения

По стилю


Картины по тематикам
Картины по художникам

Биография художников:

Русские художники
Зарубежные художники


Искусство лечебной живописи

Гейнсборо Томас (1727— 1788)


Главная » Зарубежные художники » XVIII » Гейнсборо Томас

Творчество и биография - Гейнсборо Томас

Картины художника

Гейнсборо Томас, выдающийся английский живописец, создатель национального типа портрета. Родился в Садбери, в Суффолке, в семье торговца сукном. Живописные окрестности городка, расположенного на реке Стур, с детства привлекали Гейнсборо, без конца изображавшего их в своих детских набросках. Страсть мальчика к рисованию была настолько велика, что его отец, не раздумывая долго, отправил своего тринадцатилетнего сына на выучку в Лондон, который в это время уже сделался центром художественной жизни.

Об этих ранних годах пребывания Гейнсборо в столице известно очень мало. По-видимому, первое время он зарабатывал себе на жизнь реставрацией старых картин и рисованием орнаментов для граверов, одновременно совершенствуясь как живописец. Его первым учителем можно считать известного французского рисовальщика и иллюстратора Гюбера Гравело, работавшего в то время в Лондоне. Хотя и не долгое, это общение с французским мастером оставило заметный след в творчестве Гейнсборо, сказывающийся в особой легкости и непринужденном изяществе всей его манеры.

Влиянию Гравело обязан Гейнсборо и своей культурой рисунка, который был не в чести у английских художников, по преимуществу живописцев. Гейнсборо, наоборот, рисовал всю свою жизнь, и рисунки его представляют собой не только вспомогательные штудии или наброски, но и носят вполне самостоятельный характер. Гравело же ввел Гейнсборо и в популярную в то время художественную школу, известную под именем Академии св. Мартина, которой тогда руководил Хогарт. Здесь непосредственным учителем Гейнсборо стал Фрэнсис Хаймен, преуспевающий портретист и декоратор, по-видимому, использовавший Гейнсборо и как помощника в ряде своих работ.

Однако занятия юного художника в школе были далеко не систематичны и продолжались не долго. Его независимый нрав и темпераментная, одаренная натура не мирились с готовыми школьными формулами, а рано достигнутая самостоятельность и уверенность в собственных силах позволили ему уже в семнадцать лет открыть собственную мастерскую. По существу, Гейнсборо, так же как и Хогарт с его глубоко самобытным талантом, так и остался настоящим самоучкой и до конца своих дней противостоял официальной академической традиции, идя своим независимым путем. В 1746 году, то есть девятнадцати лет от роду, Гейнсборо пылко влюбляется в одну молоденькую девушку, встреченную им во время загородных этюдов, и Женится на ней. Два года спустя мы видим его уже в родном Сэдберри, прилежно пишущим для заработка портреты окрестных сквайров и с жаром занимающимся пейзажной живописью, привлекавшей его с детства. Ранние пейзажи Гейнсборо — это интереснейшая страница в развитии европейской пейзажной живописи.

В то время как в современной ему живописи царил безраздельно так называемый «классический» пейзаж с его возвышенным стилем, строгим композиционным построением и неизбежными мифологическими сюжетами, молодой английский мастер смело обращается к своим непосредственным впечатлениям от окружающей природы, не заботясь об академических правилах и декоративных эффектах. Все, что было знакомо и близко ему с раннего детства: зеленые холмы и перелески, деревенские домики и изгороди, извилистые сельские дороги и пасущийся скот, — все это появляется на его полотнах.

На многих из них лежит печать подражания голландским пейзажистам XVII века — Рейсдалю, Вейнантсу и другим, картины которых, часто встречавшиеся тогда в старых домах Восточной Англии, Гейнсборо мог видеть у окрестных помещиков. Примечательно, что именно этих художников, близких и понятных ему своим реализмом. Гейнсборо избрал своими учителями. Как характерный пример пейзажной живописи тех лет можно назвать «Корнардский лес», начатый, по-видимому, много раньше, но законченный в 1748 году, вскоре после возвращения художника в родные места. И по своей композиции, и по трактовке тщательно выписанной листвы, и по отдельным деталям переднего плана «Корнардский лес» целиком связан с голландскими прообразами, но светлый, легкий, какой-то акварельный колорит, мягкость вечернего освещения, а главное, сразу ощущаемое живое интимное чувство природы вносят в картину совершенно новую ноту и придают ей свое индивидуальное звучание. Еще больше свободы и самостоятельности в пейзаже «Вид Дедэма», начала 50-х годов, с его озаренной солнцем далью, виднеющейся из-за ряда темных деревьев. Пейзаж написан явно под непосредственным впечатлением виденного, на основании зарисовок и этюдов, сделанных с натуры.

В 1748 — 59 молодой живописец работал на родине в Суффолке, следуя за голландскими пейзажистами XVII века Я. Вейнантсом и Я. Рейсдалем, а также писал групповые портреты, из которых лучший — «Автопортрет с женой и ребенком» (1750). С конца 50-х портретный жанр стал основным в творчестве Гейнсборо, он приобрел широкую известность как портретист. В 1761 представил первую серию портретов в рост на выставку в Общество художников.

Известность мастера росла. В 1768 его попросили стать членом-учредителем Королевской академии. В 1774 он окончательно переехал в Лондон. Лучшие из работ того периода — портреты родных и близких. В 1777 он получил первый из серии многочисленных заказов от королевской семьи. Среди его заказчиков — представители английской аристократии и крупной буржуазии.

Любимая цветовая гамма Гейнсборо в работах позднего периода слагалась из серебристых тонов, и ее изысканная гармоничность стала одной из стилевых примет Гейнсборо-портретиста. К числу непревзойденных парадных портретов этого мастера относятся портреты артистки Сиддонс (1784—85), миссис Грехем (ок. 1777), знаменитый портрет герцогини де Бофор (1780-е). На картине «Голубой мальчик» юный Джонтан Баттэл позирует художнику, одетый в голубой атласный костюм, держа в руках широкополую шляпу с перьями. Голубой цвет — один из любимейших цветов палитры Гейнсборо — обогащен здесь тончайшей игрой разнообразных рефлексов, перекликаясь с тонами и сумеречного неба, и темной порыжелой листвы, и коричневой почвы под ногами, создавая великолепную красочную симфонию.

Уже тут ясно выступает характерный живописный прием Гейнсборо, как бы растворяющего один цвет в другом, при помощи отдельных мазков иного тона вкрапленных в цветовую поверхность предметов, что придает такое неразрывное единство целому. Роскошный костюм и спокойная безыскусственность позы, чуждой какой-либо аффектации, создают характерное для Гейнсборо сочетание парадности и интимности. Необычайно тонко написано лицо мальчика с его живым неуловимым выражением, как бы изменяющимся у нас на глазах.

Относящийся к тому же времени портрет доктора Шомберга также принадлежит к числу значительнейших работ мастера. Его образ, хотя и лишен романтического обаяния «Голубого мальчика», привлекает убедительной реалистичностью трактовки и живостью психологической характеристики. Он выполнен в сдержанной и в то же время богатой красочной гамме красновато-коричневых и синевато-сизых тонов, характерной для этого периода творчества Гейнсборо.

Рассмотренные портреты свидетельствуют о полном расцвете творчества Гейнсборо, пользующегося теперь широкой известностью у публики и признанием в художественных кругах. Помимо портретов, создавших ему имя, Гейнсборо не оставляет и пейзажа, который, так же как и портрет, претерпевает у него в этот период большие изменения. Голландские заимствования, столь сильные в его ранних вещах, равно как и пришедшие позднее мотивы и декоративные приемы французского рококо, постепенно стираются, уступая место его новой, глубоко индивидуальной манере. Широкое и свободное письмо, усвоенное Гейнсборо под влиянием полотен Рубенса, как нельзя лучше выражают его собственный лирический темперамент, его поэтическое и глубоко эмоциональное мировосприятие. Вместо прежних широко раскинувшихся панорамно-описательных пейзажей с их многочисленными фигурами в живописи Гейнсборо утверждаются теперь гораздо более целостные и сконцентрированные пейзажные мотивы, пронизанные единым интимно-поэтическим настроением, где человеческая фигура как бы включается в эмоциональную среду пейзажа, сливается с окружающей ее природой. Интерес к отдельным подробностям и некоторая жесткость колорита сменяются широкой обобщенностью трактовки, легкой беглостью мазка и тонкой гармонизацией красочной гаммы в горячих золотистых тонах.

Свет, сияющий солнечный свет, становится в этот период душой пейзажей Гейнсборо, составляя их главную поэзию. Именно он больше всего способствует слиянию фигур с окружающей их средой и сообщает изображенному изменчивую трепетность жизни. Таковы его картины «Водопой» из собрания Уайтбреда, «Возвращение с жатвы» из музея в Бирмингеме, «Отправление на рынок» из Галловей колледжа и др. Воздушные, залитые светом, они рождают ощущение безмятежного и радостного бытия. Эта живая непосредственность чувства, этот лиризм, которым полны пейзажи Гейнсборо тех лет, выводят его из рамок стиля рококо с его поверхностным декоративизмом, хотя формально отдельные черты этого стиля и можно найти в творчестве художника. Именно поэтому образы природы Гейнсборо так близки произведениям Констебля, особенно любившего его творчество и писавшего, что пейзажи Гейнсборо, столь правдивые и полные чувства, всегда вызывают у него слезы.

В пейзажной живописи Гейнсборо перед нами раскрываются сокровенные стороны его художественного гения, не связанные, как это часто было в портрете, требованиями светского заказчика. Но именно потому, что он намного опередил здесь вкусы своего времени, пейзажи Гейнсборо, хотя и вызывавшие порой восхищение любителей, не находили покупателей и не приносили мастеру ничего, кроме внутреннего удовлетворения. В дошедших до нас высказываниях и письмах Гейнсборо постоянно звучит сожаление о том, что материальные обстоятельства и обремененность заказами не позволяют ему свободно предаться любимому делу. «Проклятые джентльмены, на свете нет больших врагов для настоящего художника, чем они»,— писал он своему другу Джексону в 1767 году, а годом позднее с горечью признавался, как ему опротивели заказные портреты и как он мечтает отправиться в деревню писать пейзажи и провести там остаток своих дней в тишине и спокойствии. Этим мечтам художника не пришлось осуществиться. Его карьера преуспевающего светского портретиста затягивала его все больше и больше. Однако прославившийся еще при жизни, избранный одним из первых членом вновь учрежденной Лондонской академии художеств, Гейнсборо вступил с ней в конфликт. В 1783 он навсегда отказался от участия в академических выставках.

В начале 80-х годов мы видим появление у него совершенно новых по характеру работ, говорящих о разнообразии его творческих исканий. К ним относятся такие вещи, как «Музидора» или «Купание Дианы», в действительности просто изображения купальщиц— первые опыты Гейнсборо в передаче нагого тела. Очень много в это время художник пишет и животных, главным образом собак, показав себя прекрасным анималистом, и, наконец, с начала 80-х годов он создает целую серию больших картин из области крестьянского жанра, являющихся одними из самых оригинальных творений его кисти. Крестьянская тема, крестьянские типы выступают у Гейнсборо уже в самых ранних его вещах, но там они, как правило, составляют еще одно целое с пейзажем. Теперь эти фигуры вырастают в масштабах и приобретают самостоятельное значение. Таковы его картины «Мальчик-пастух, застигнутый грозой», «Девочка с кувшином», «Деревенские дети». В этих работах поражают прежде всего их крупные размеры, изображение фигур в натуральную величину, что было совершенно не принято тогда для подобных «низменных» сюжетов. Излюбленные Гейнсборо образы бедной деревенской детворы трактованы им с подкупающим лиризмом и нежностью, далекими от нарочитой слащавости и назойливого морализирования Греза. Характерно, однако, что прежняя идиллическая трактовка сельской темы приобретает теперь у Гейнсборо новое, скорбное звучание, в котором чувствуется непосредственный отклик художника на тяжелое положение крестьянства, волновавшее тогда все передовое английское общество. Именно к этому времени повсеместно распространяется процесс так называемого «огораживания», сгонявший крестьян с насиженной земли и способствовавший расслоению и обнищанию сельского населения. Все это нашло свое яркое отражение в современной поэзии, и хотя мягким лирическим образам Гейнсборо остался чужд обличительный пафос Крабба, Каупера или Бериса, все же из всех английских художников именно он с наибольшим волнением и сочувствием отозвался на горестную судьбу обитателей английской деревни. Выдвигая своих сельских героев как носителей поэтического идеала чистоты, естественности, красоты, Гейнсборо выступает перед нами как одна из выдающихся фигур английского сентиментализма, еще представлявшего в тот период наиболее прогрессивные устремления своего времени.

Работы Гейнсборо в области крестьянского жанра явились в высшей степени интересным и многообещающим начинанием, но быстро развивавшаяся болезнь-—рак горла — оборвала его жизнь в момент, когда художник чувствовал себя полным творческих сил и новых замыслов. Он умер 2 августа 1788 года.

Этот большой мастер обладал слишком индивидуальной манерой, чтобы иметь последователей, хотя реалистические принципы его портретной живописи нашли продолжение в следующих поколениях английских живописцев. Гейнсборо открыл путь для расцвета реалистической пейзажной живописи в Англии и явился прямым предшественником Д. Констебла. Его работы сформировали национальный тип английского портрета XVIII века, сочетающий парадность с правдивой характеристикой модели.

Artvedia.ru - картины – покупка, продажа живопись, витражи, вышивка.


Водопой
Голубой мальчик
Крестьянин
Водопой Голубой мальчик Крестьянин
Сара сиддонс
Эндрюс
Сара сиддонс Эндрюс

Нашли ошибку? Есть чем дополнить? Пишите
E-mail: *
Тема:
Текст сообщения: *
Поля, помеченные знаком *, обязательные для заполнения
 
О проектеКонтактыРеклама на сайтеПользовательское соглашениеИспользуемая литератураКарта сайта


Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только с письменного
разрешения администрации. При использовании материалов
необходимо ставить ссылку на сайт.
Ограничение ответственности