Продажа картин и других произведений искусства

По виду изобразительного искусства

По жанру

По технике исполнения

По стилю


Картины по тематикам
Картины по художникам

Биография художников:

Русские художники
Зарубежные художники


Искусство лечебной живописи

Жерико Теодор (1791-1824)


Главная » Зарубежные художники » XVIII » Жерико Теодор

Творчество и биография - Жерико Теодор

Картины художника

Жерико Теодор (1791-1824) – французский живописец, график и скульптор, основоположник революционного романтизма во французской живописи.

Родился в Руане в зажиточной семье. Учился в Париже в Императорском лицее (1806-1808). Его учителями были К. Ж. Берне и П.Н. Герен. Но они не оказали влияния на формирование его художественного стиля — в живописи Жерико прослеживаются тенденции искусства А. Ж. Гро и Ж. Л. Давида. Художник посещал Лувр, где делал копии с произведений старых мастеров, особенно восхищала его живопись Рубенса.

Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). Эта картина, написанная в начале похода французской армии в Россию, отличалась остротой жизненных наблюдений, бурной динамикой, эмоциональной насыщенностью колорита. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами.

В 1816 г. художник уезжает в Италию. Во Флоренции и в Риме он изучает творчество старых мастеров. Под впечатлением от монументального искусства Жерико создает картину «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр, Париж), изображающую конные состязания во время карнавала в Риме. Основной мотив этого произведения — противопоставление силы человека и природы, воплощенной в образе могучего коня.

Как и других романтиков, Жерико интересует тема борьбы человека с природной стихией, и он обращается к мотиву моря. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Из 149 человек, перебравшихся с разбитого корабля на плот, спаслось только 15, все остальные погибли от голода и жажды. Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день.

Создавая картину, Жерико стремится быть предельно точным, он находит очевидцев событий и пишет их портреты, работает в больнице и морге, делая зарисовки больных людей и трупов. Очень тщательно художник изучает море, пишет множество этюдов, передающих море в момент волнения и шторма. Сохранившиеся эскизы дают понять, что живописец хотел показать борьбу людей на плоту друг с другом, но позднее отказался от этого замысла. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему.

Делая многочисленные наброски, художник долго работал над поисками композиции, остановив свой выбор на изображении плота с верхней точки зрения, что дало возможность одним взглядом охватить все происходящее. Неудовлетворенный найденным решением, Жерико приписывает справа внизу картины, уже находящейся на выставке, еще одну фигуру — это выделяет первый план и усиливает трагическое звучание. Передний край изображения как бы срезан рамой, что позволяет зрителю почувствовать себя участником страшных событий, представленных в картине с эпическим размахом.

Для показа картины в Англии Жерико предпринял путешествие в Лондон. Картина имела огромный успех в оппозиционных кругах Франции и не вызвала энтузиазма у представителей официального искусства, государство не приобрело ее.

За время, проведенное в Англии (1820—22), где художник испытал влияние Дж. Кон-стебла, он создал ряд акварелей и литографий со сценами народной жизни: «Телега с углем», «Пахота Англии», «Кузница» и др. В суровой сдержанной манере изобразил Жерико открывшиеся ему эпизоды жизни английской бедноты, нищих, бродяг.

В Англии художник создает серию литографий, отразивших его английские впечатления («Нищий, умирающий у дверей булочной», 1821; «У ворот Адельфийской верфи в Лондоне»), а также работает над живописными произведениями («Скачки в Эпсоме», 1821, Лувр, Париж; «Печь для обжига извести», 1821-1822, Лувр, Париж).

Мастерство Жерико проявилось в портретной живописи, он пишет своих знаменитых современников («Портрет молодого Делакруа», 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан), по заказу своего друга-психиатра создает ряд портретов его пациентов. Эти работы отличаются большой выразительной силой, они раскрывают глубокую трагедию страдающей человеческой души («Сумасшедшая старуха», 1822-1823, Музей, Лион; «Сумасшедший, воображающий себя полководцем», 1822-1823, собрание Рейнгарт, Винтертур).

Страстный любитель и знаток лошадей, с поразительным мастерством изображавший их в своих произведениях (одна из последних картин — «Скачки в Эпсоме», 1821), Жерико разбился, упав с лошади в возрасте 32 лет. Преждевременную гибель мастера-реалиста сильнее всех переживал Э. Делакруа, которому впоследствии было суждено на долгие годы стать истинным главой прогрессивных французских романтиков.

Картинная галерея Артведия - современное искусство – продать картину, купить картину. Вы можете сравнить понравившиеся работы.


Вывеска для кузнеца
Офицер
Плот
Вывеска для кузнеца Офицер Плот
Скачки
 Телега
Скачки Телега

Нашли ошибку? Есть чем дополнить? Пишите
E-mail: *
Тема:
Текст сообщения: *
Поля, помеченные знаком *, обязательные для заполнения
 
О проектеКонтактыРеклама на сайтеПользовательское соглашениеИспользуемая литератураКарта сайта


Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только с письменного
разрешения администрации. При использовании материалов
необходимо ставить ссылку на сайт.
Ограничение ответственности