Продажа картин и других произведений искусства

По виду изобразительного искусства

По жанру

По технике исполнения

По стилю

По интерьеру


Картины по тематикам
Картины по художникам

Биография художников:

Русские художники
Зарубежные художники


Искусство лечебной живописи

Дега Эдгар (1834-1917)


Главная » Зарубежные художники » XIX (19 век) » Дега Эдгар

Творчество и биография - Дега Эдгар

Картины художника

Эдгар Дега был противоречивым и странным на первый взгляд человеком. Родился в семье банкира в Париже. Отпрыск аристократического семейства (его настоящая фамилия была де Га), он смолоду отказался от дворянской приставки. Интерес к рисованию проявил еще в детстве. Получил хорошее образование. В 1853 сдал экзамены на степень бакалавра и начал изучать юриспруденцию. Но уже в то время он занимался у живописца Барриаса, затем у Луи Ламота. Как и Эдуарда Мане, его готовили к блестящей карьере, но он бросил юридическую школу ради Школы изящных искусств.

Дега преклонялся перед Энгром с детства. В знакомой семье ему случалось видеть величественного старца, он надолго сохранил в памяти его облик и на всю жизнь — любовь к энгровской певучей линии и к ясной форме.

Он любил также других великих рисовальщиков — Николая Пуссена, Ганса Гольбейна — и копировал в Лувре их работы с таким усердием и мастерством, что трудно бывало отличить копию от оригинала.

В то же время именно Дега оказался художником, о котором Эдмонд Гонкур справедливо сказал: «Я до сих пор не встречал человека, который умел бы лучше изображать современную жизнь, самую душу этой жизни».

Маленький, в круглой широкополой шляпе, с насмешливо-грустным взглядом, не терпящий шума, презирающий суету, рекламу и славу, он был склонен к молчаливому одиночеству. С годами его замкнутость стала легендой. И вместе с тем именно он черпал свои темы в самой гуще шумной городской жизни и не раз выслушивал упреки в чрезмерном реализме и «вульгарности» сюжетов.

«Человеческая комедия» занимала его куда больше, чем безмолвный мир природы. Пейзажей он почти не писал. Но так же, как Моне, Писарро или Сислей влюбленно наблюдали и изучали природу, так и Эдгар Дега изучал и наблюдал человека-современника.

Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. А силой зрительной памяти он мог сравниться разве только с Домье. В отличие от своих друзей, он не работал с натуры, не писал свои картины «на месте». Его принципом было «наблюдать, не рисуя и рисовать не наблюдая».

Тяготение Дега к современности, к живой правде проявилось смолоду. Взяв для одной из самых ранних своих работ античный сюжет («Спартанские девушки вызывают на состязание юношей»), он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но... придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодежи парижских предместий.

Поначалу он написал немало проницательно-строгих портретов; в пору зрелости его больше интересовали сцены быстротекущей жизни. «Уловленные мгновения» — так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. В этом его глубокое внутреннее сродство с друзьями.

Все они были поэты трепетного, подвижного мира, все понимали жизнь как постоянное движение. И если у пейзажистов это постигалось через движение воздуха, света, смену времен дня и года, через постоянный круговорот природы, то Дега стремился передать живую сущность мира через движение человека.

Его наблюдательность и феноменальная зрительная память позволяли ему с необычайной точностью улавливать жесты, позы, схватывать на ходу характерные движения и передавать их с необыкновенной правдивостью. Вот почему так достоверны, так несомненны его прачки, балерины, гладильщицы, швеи, певицы, наездники. Он рисует их, как людей труда, «выражаясь при этом как бы на их же языке и технически уясняя нам их приемы» (братья Гонкуры).

Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в наших музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Остальные выполнены пастелью (род мягких цветных карандашей). Дега любил работать пастелью. Эта техника позволяла ему яснее проявить свой талант рисовальщика, свою любовь к выразительной линии. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Всматриваясь в пастели Дега, с особенной ясностью осознаешь сущность новых завоеваний живописи. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния, из струящегося потока радужных «элементарных частиц», из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Все здесь полно осмысленного движения. Бег линий рождает форму, из вихря красочных штрихов рождается цвет.

Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца.

И еще одна особенность живописи Дега: полная свобода и непринужденность композиции. Современные критики упрекали его в том, что он «срезает» краями картин предметы и людей; говорили даже, что он попросту не умеет разместить желаемое на полотне, уложиться в формат картины. Между тем это было вполне осознанной необходимостью: Дега продолжал и логически развивал то, что было начато картиной Эдуарда Мане «Музыка в Тюильри». Он показывал жизнь в движении. Не как сцену спектакля или же фотографию, где все тщательно расставлены по местам («подвиньтесь чуть левее, а то вас не видно»), а как часть живого, струящегося потока. Как «уловленное мгновение».

Вот почему его картины кажутся не заранее сочиненными, а как бы подсмотренными, на лету выхваченными из жизни. Даже такое прозаическое место, как торговую контору, Дега сумел изобразить с подкупающей жизненностью, показав тем самым, что для настоящего художника нет «низких», недостойных тем.

Эту картину Дега написал в Америке, куда отправился осенью 1872 года, чтобы повидаться с братьями (они жили в Новом Орлеане, им и принадлежала контора по торговле хлопком, изображенная Эдгаром).

Поездка на американский юг сулила художнику множество новых впечатлений. В штате Луизиана его ожидало немало любопытного: апельсиновые рощи, пальмы, густая синева южного неба, яркие одежды негритянок на хлопковых плантациях... Казалось бы, куда уж заманчивее для живописца!

Но Дега был рожден для другого. Вернувшись домой, он делился с приятелем: «Как много нового я увидел, как много замыслов родилось у меня... Сейчас я уже расстался с ними и не хочу ничего видеть, кроме принадлежащего мне уголка земли... Если хотите сравнения, то скажу вам, что для того, чтобы принести хорошие плоды, надо, подобно дереву, пустить глубокие корни, то есть всю свою жизнь оставаться на месте с протянутыми руками и открытым сердцем, чтобы впитывать все, что происходит, все, что окружает вас, и жить этим».

Под такими словами мог бы подписаться каждый из его друзей.

Его произведения все реже и реже появлялись на выставках: слабеющее зрение не позволяло художнику заниматься живописью. К 1898 он почти полностью ослеп. Страдания и одиночество двух последних десятилетий жизни Дега были смягчены лишь занятиями скульптурой. Единственная статуэтка, показанная Дега публике, — «Танцовщица в газовой юбочке» (1881). Дега был также мастером гравюры и новатором в этой области, интересовался новым искусством фотографии, сам снимал и использовал свои фото, работая над картинами и добиваясь в них впечатления мимолетности. Его смелый и выразительный колорит оказал влияние на А. Тулуз-Лотрека, фовистов и молодого П. Пикассо.

Поможем Ваши картины купить и продать Ваши работы увидят тысячи людей.


3 русские танцовщицы
Балетный класс
Гладильщицы
3 русские танцовщицы Балетный класс Гладильщицы
Голубые танцовщицы
Контора по торговле хлопком
Голубые танцовщицы Контора по торговле хлопком

Нашли ошибку? Есть чем дополнить? Пишите
E-mail: *
Тема:
Текст сообщения: *
Поля, помеченные знаком *, обязательные для заполнения
 
О проектеКонтактыРеклама на сайтеПользовательское соглашениеновостиИспользуемая литератураКарта сайта


Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только с письменного
разрешения администрации. При использовании материалов
необходимо ставить ссылку на сайт.
Ограничение ответственности
Политика конфиденциальности