Продажа картин и других произведений искусства

По виду изобразительного искусства

По жанру

По технике исполнения

По стилю

По интерьеру


Картины по тематикам
Картины по художникам

Биография художников:

Русские художники
Зарубежные художники


Искусство лечебной живописи

Калныньш Эдуардас (1904-1988)


Главная » Зарубежные художники » XX (20 век) » Калныньш Эдуардас

Творчество и биография - Калныньш Эдуардас

Калныньш Эдуардас — латышский живописец-ма¬ринист.

Родился в Риге в семье просто¬го ремесленника, рано начал рисо¬вать. Первым учителем Калниньша был художник Евгений Мошкевич, открывший в Томске, куда перееха¬ла семья мальчика в начале Первой мировой войны, студию для начина¬ющих живописцев. После 1920 г. вместе с родите¬лями Калниньш вернулся в Ригу и в 1922 г. поступил в Латвийскую Академию художеств. Его учителем стал Вильгельме Пурвитис, ученик А. И. Куинджи.

Молодой художник много пишет с натуры в окрестностях Риги, воз¬ле каналов и на причалах Даугавы. Он изображает рыбаков, плотовщи¬ков, бродяг («Набережная Дауга¬вы», 1930, собрание семьи худож¬ника; «Плотовщики», 1935, Госу¬дарственный художественный музеи Латвии, Рига). Вместе с рыбаками он уходил в море, ставил сети и поднимал па¬руса, стараясь запечатлеть в своей памяти все, что связано с морской стихией. Поселившись на берегу моря, он пишет многочисленны этюды, натюрморты из морских уловов рыбаков, лодки на берегу» песчаные пляжи Балтики.

В 1935 г. как стипендиат Акаде-Калниньш посетил Италию, впечатления от этой поездки отра¬зились в ярких и красочных италь¬янских видах («Итальянский пейзаж. В Палермо», 1937; «Рим», 1937 — оба в Государственном художе¬ственном музее Латвии, Рига). С 1945 г. Калниньш преподает в Латвийской Академии художеств. Он работает в Союзе художников Латвии, участвует в различных вы¬ставочных комитетах и экспертных советах. Но эта работа не мешает ему заниматься живописью. Калниньш пишет море, побережье с до¬миками рыбаков и лодками. Многие его картины посвящены латышским рыбакам. Написанные в сдержан¬ной, но звучной цветовой гамме, эти полотна глубоко лиричны. Свет¬лой поэзией отмечено одно из луч¬ших произведений художника «Но¬вые паруса» (1946, Художественный музей Латвии, Рига). Лишенное внешней парадности полотно просто и эмоционально повествует о нелег¬кой жизни рыбаков.

В конце 1940-х гг. вместе с дру¬гим латышским художником Александром Звиедрисом Калниньш строит яхту. Судно, построенное своими руками, художники назвали «Варавиксне» («Радуга»). Плавая по Балтийскому морю, они останавли¬вались в рыбачьих гаванях Рижско¬го залива, заходили в эстонские порты. На яхте Калниньш написал множество этюдов, стремясь уло¬вить изменения воды и неба в зави¬симости от погоды и времени суток. Многие этюды, созданные на яхте, представляют собой законченные произведения, другие же послужи¬ли основой для создания картин.

Море Калниньша всегда разное, оно то спокойное и ласковое («Рыбацкие лодки», 1951, собрание се¬мьи художника; «Заход солнца». 1951, Картинная галерея, Львов), то волнующееся («Штормовое утро», 1955, Государственный художествен¬ный музей Латвии, Рига). Бурную стихию, грозящую кораблям бедой, изображает живописец в картине «Латышские рыбаки в Атлантике» (1957, Государственный художе¬ственный музей Латвии, Рига), заво¬евавшей бронзовую медаль Всемир¬ной выставки в Брюсселе в 1958 г. Особое место в живописи Кал¬ниньша занимает картина «Седьмая балтийская регата» (1954, Третья¬ковская галерея, Москва), посвя¬щенная ежегодному празднику на Балтике, в котором принимали уча¬стие лучшие яхтсмены. Художник не раз обращался к мотивам рега¬ты, но именно это полотно, напи¬санное в 1954 г., является настоя¬щим шедевром, способным украсить любой музей. Эффектная, торже¬ственная и красочная композиция вызывает у зрителя праздничное настроение, заставляет ощутить со¬причастность борьбе отважных и мужественных людей с морской сти¬хией. Только человек, сам ходив¬ший под парусом, преодолевавший сопротивление ветра и мощь мор¬ской волны, мог создать такое реа¬листичное, убедительное и сильное произведение.

В иной манере написана отме¬ченная эпическим звучанием карти¬на «У моря» (1963, Государственный музей Латвии, Рига). Море на по¬лотне почти неразличимо, оно окутано туманной дымкой и сливается с небом, которое отражено в ма¬леньком озерце, разлившемся по песчаному пляжу.

Духом романтики пронизано изображение бескрайних морских просторов, зовущих зрителя к даль¬ним странствиям. Таково полотно «Круто к ветру» (1962, Художе¬ственный музей, Калуга). Парусники отважно идут навстречу волнам, и, несмотря на сильный ветер, коман¬ды яхтсменов не дают легким судам свернуть с курса. Пространство картины прони¬зано светом и воздухом, наполне¬но бурным движением: быстро ле¬тят накрененные парусники, несутся по небу облака, вздымаются белые гребни волн.

Так же романтичны красочные марины, посвященные природе дру¬гих стран. Калниньш пишет Черное море, воды Атлантического и Тихо¬го океанов. Чарующей поэзией веет от его «Венеции» (1964, собрание семьи художника), «Симоды» (197/, собрание семьи художника), поло¬тен, отразивших впечатления от по¬сещения Индии и Японии («Фудзи», 1977; «Бенгальский залив», 1978 обе в собрании семьи художника).


Нашли ошибку? Есть чем дополнить? Пишите
E-mail: *
Тема:
Текст сообщения: *
Поля, помеченные знаком *, обязательные для заполнения
 
О проектеКонтактыРеклама на сайтеПользовательское соглашениеновостиИспользуемая литератураКарта сайта


Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только с письменного
разрешения администрации. При использовании материалов
необходимо ставить ссылку на сайт.
Ограничение ответственности
Политика конфиденциальности