Продажа картин и других произведений искусства

По виду изобразительного искусства

По жанру

По технике исполнения

По стилю

По интерьеру


Картины по тематикам
Картины по художникам

Биография художников:

Русские художники
Зарубежные художники


Искусство лечебной живописи

Рейсдал Якоб ван (1628/1629-1682)


Главная » Зарубежные художники » XVII (17 век) » Рейсдал Якоб ван

Творчество и биография - Рейсдал Якоб ван

Картины художника

Рейсдал Якоб ван (1628/1629-1682) — голландский художник-пейзажист, рисовальщик, офортист.

Учился, вероятно, у своего дяди, художника Саломона ван Рейсдала. Посетил Германию (1640-1650-е). Жил и работал в Харлеме, в 1648 г. вошел в состав гильдии живописцев. С 1656 г. жил в Амстердаме, в 1676 г. в Казне получил ученую степень доктора медицины и вошел в список амстердамских врачей.

Раннее творчество Рейсдала отмечено влиянием харлемских мастеров пейзажа Я. ван Гойена, П. Плоттера, X. Сегерса, К. Вроома, А. ван Эвердингена. Позднее в его работах отразились впечатления, полученные во время путешествий по Голландии и Западной Германии.

Природа у него исполнена особой значительности и мощи. Каждая деталь - будь то ствол дерева, ветви, листва, холмы или кустарники -передана в ее характерности, с большой материальной убедительностью и в то же время наделена такой выразительной силой и имеет столь важное значение в композиции, что становится своего рода олицетворением данной природной формы: пейзаж получает эпическое величие («Речка в лесу», 1660-е гг., Ленинград, Эрмитаж).

Жизнь природы Рейсдал видит в динамике, в борьбе двух начал - роста, цветения и гибели, увядания, в вечном обновлении. В пейзажах Рейсдаля раскрывается сущность природы, законы ее бытия. Контрасты форм (живое дерево и мертвый ствол срубленного, поваленного дерева и т. п.), их всегда ощутимая стихийная органическая сила, борьба света и мрака придают пейзажу большое внутреннее напряжение. В пейзаже «Болото» (вторая половина 60-х гг., Ленинград, Эрмитаж) поражает вековая, исполинская сила деревьев, но в их очертаниях есть что-то грозное и печальное. Таинственна гладь стоячей воды, в которой гниют могучие стволы. Каждый конкретный мотив получает в живописи Рёйсдаля особую широту образного звучания.

Первые живописные работы художника, написанные в традициях голландского пейзажа первой половины XVII в., передают непосредственные впечатления от природы, окружающей Харлем. Рейсдал стремится опоэтизировать ее, придать ей величие и обобщенность («Домик в роще», 1646; «Пейзаж с путниками», 1647 — оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург; «Дюнный пейзаж», Старая пинакотека, Мюнхен).

К 1650-1660 гг. относятся самые лучшие произведения Рейсдала. Изображая спокойные голландские ландшафты, городские виды, пейзажи с руинами и старинными постройками, художник наполняет полотна напряженным драматизмом и величием («Вид Амстердама», Маурицхейс, Гаага; «Вид Харлема», Рейксмузеум, Амстердам; «Замок Бентхейм», 1653, частное собрание, Лондон; «Еврейское кладбище», 1655, Картинная галерея, Дрезден; вариант, Институт искусств, Детройт; «Зима», 1660, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне; «Равнина», Государственные музеи, Берлин; «Мельница у Вейка», 1670, Государственный музей, Амстердам). Картины пронизаны колеблющимся светом и воздухом, звучность колористической гаммы и осязательная пластика форм наделяют эти произведения необыкновенной силой воздействия.

Большое место в творчестве Рейсдала отведено маринам. Художника интересуют различные состояния моря, он пишет его в ясную погоду или изображает волнующимся и гневным («Бурное море», Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне; вариант — Государственные музеи, Берлин; «Морской берег», ГМИИ, Москва).

Пейзаж «Морской берег» (ок. 1670, Ленинград, Эрмитаж), где мастерски воссозданы динамика моря, воздушный простор, свинцовая тяжесть неба, прозрачность и зыбкость пенистых волн, набегающих на песчаные дюны, - это не просто изображение уголка голландской природы, но и картина морской стихии - великой, суровой и ласковой, зовущей человека в неизведанную, тревожную и манящую даль.

Море Рейсдала всегда величественно, хотя его живописная манера далека от патетичности произведений П. П. Рубенса. Картины Рейсдала бесстрастны и сдержанны, строгость и простота композиции придают им ноты благородства и поэтичности.

В маленьком «Виде Харлема» благодаря тонко найденному Рейсдалем пропорциональному соотношению полоски земли и простора неба и силуэту собора на фоне далекого горизонта зритель воспринимает равнину как часть безграничных пространств вселенной. Рейсдаль, чьи пейзажи, по выражению Гете, «счастливо возвышены при помощи мысли», создает синтетический образ природы своей страны. Отсюда монументальность и лаконизм их живописного строя. Рейсдаль не прибегает ни к каким внешним эффектам, ни одна лишняя деталь не рассеивает внимания. Красочная гамма обычно выдержана в коричнево-зеленоватых и серых тонах. Внешняя простота живописных средств хорошо отвечает серьезности содержания и духовной глубине его искусства.

Строгость и сдержанность сочетаются в искусстве Рейсдаля с большой эмоциональностью. Природа у него одухотворена, словно наделена способностью переживания; поэтому она находит в душе человека столь сильный отклик. В картинах Рейсдаля жизнь природы мы ощущаем как родственную человеку стихию. В знаменитом пейзаже «Еврейское кладбище» (вторая половина 60-х гг., Дрезден, Картинная галерея) полуразрушенные гробницы, холодный лунный свет, падающий на мраморные плиты, развалины храма, бурный водный поток, прорезающие темное небо сухие ветви дерева — все говорит о неизбежном конце, о вечном беге времени, не щадящем живого. На одной из могильных плит Рейсдаль написал свое имя.

Вслед за своим другом, художником Эвердингеном, который под впечатлением от посещения Скандинавии отразил в своих работах красоту ее северной природы, Рейсдал также пишет картины, изображающие горные вершины и водопады Норвегии («Водопад в Норвегии», «Горный пейзаж» — обе в Эрмитаже, Санкт-Петербург).

Реалистичная и поэтичная живопись Рейсдала, полная глубокого философского смысла, не имела большого успеха у современников художника, его творческое наследие получило достойную оценку только в XVIII-ХIХ вв. Замечательный художник умер в полной нищете в амстердамской больнице.

Картинная галерея - в магазине картин Artvedia продаются и покупаются картины и постоянно пополняются новыми работами.


Болото
Водопад
Кладбище
Болото Водопад Кладбище
На море
Охота
На море Охота

Нашли ошибку? Есть чем дополнить? Пишите
E-mail: *
Тема:
Текст сообщения: *
Поля, помеченные знаком *, обязательные для заполнения
 
О проектеКонтактыРеклама на сайтеПользовательское соглашениеновостиИспользуемая литератураКарта сайта


Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только с письменного
разрешения администрации. При использовании материалов
необходимо ставить ссылку на сайт.
Ограничение ответственности
Политика конфиденциальности