Продажа картин и других произведений искусства

По виду изобразительного искусства

По жанру

По технике исполнения

По стилю

По интерьеру


Картины по тематикам
Картины по художникам

Биография художников:

Русские художники
Зарубежные художники


Искусство лечебной живописи

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606—1669)


Главная » Зарубежные художники » XVII (17 век) » Рембрандт Харменс ван Рейн

Творчество и биография - Рембрандт Харменс ван Рейн

Картины художника

рембрандт Харменс ван Рейн, великий голландский художник и офортист.

«Картину можно считать законченной, если художник достиг своей цели».

Родился в Лейдене в семье мельника. Дела отца в этот период шли хорошо, и он смог дать сыну лучшее, чем у других детей, образование. Рембрандт поступил в Латинскую школу. Учился плохо и хотел заниматься живописью. Тем не менее школу закончил и поступил в Лейденский университет. Через год начал брать уроки живописи. Первым его учителем был Я. ван Сваненбург. Пробыв в его мастерской более трех лет, Рембрандт отправился в Амстердам к историческому живописцу П. Ластману. Он оказал сильное влияние на Рембрандта и научил его гравировальному искусству. Полгода спустя (1623) Рембрандт вернулся в Лейден и открыл собственную мастерскую.

Голландия в начале XVII века, освободившись от испанского владычества, переживала общественный подъем. Здесь при республиканской форме правления существовала относительная свобода взглядов. Голландское искусство того времени было проникнуто демократическими тенденциями, наиболее полно выразившимися в бытовом жанре. В этой атмосфере творчество художника стало необыкновенно актуальным. К 1628 Рембрандт был уже сложившимся художником и имел учеников. Им создано множество картин: это и портреты семьи, и заказные работы, и сцены из библейской истории — «Давид и Саул» (ок. 1630), «Динарий кесаря» (1629).

В конце 1631 Рембрандт переселился в Амстердам. Удивительно быстро приобрел популярность, получал многочисленные заказы на портреты. Продолжал совершенствоваться, рисуя с натуры и гравируя интересные типы. В эту пору жизни им был написан «Урок анатомии» (1632. Гаага).

В деловых вопросах Рембрандту помогал торговец произведениями искусства Хендрик ван Эйленбурх, на чьей племяннице художник женился в 1634. Среди картин этого периода выделяется знаменитая «Даная» (1636). К концу 1630-х относятся пейзажные работы художника.

Десятилетие с 1632 по 1642 годы является в полном смысле слова счастливым периодом в жизни Рембрандта. Молодому мастеру сопутствуют слава и удача. Он завален заказами, в мастерскую стекаются ученики. Личная жизнь Рембрандта также складывается очень счастливо благодаря женитьбе на богатой сироте, дочери недавно скончавшегося бургомистра Лейвардена — Саскии ван Эйленбург. Благополучие и веселие входят в дом вместе с молодой женой. Радостное настроение, владеющее художником, находит свое выражение в ряде его картин, особенно же в «Автопортрете с Саскией» (Дрезден, Картинная галерея). Держа на коленях молодую жену, художник как бы обращается к зрителям, приглашая их принять участие в его радости. Блестяще выполненные портреты, нарядные костюмы и околичности подчеркивают праздничный характер сцены. Другие портреты Саскии, в которых художник не устает повторять черты лица молодой жены, наряжая ее в богатые фантастические одежды или представляя в виде богини цветов (см. «Флора»), свидетельствуют о безудержной жажде красоты и счастия, которые владеют им в те годы. Особый интерес к внешней характеристике образа сказывается и в манере исполнения. С большим вниманием и тщательностью пишет художник богатые ткани, пышные одежды и драгоценности, украшающие молодую женщину. Роскошь окружающей обстановки, служащей богатым обрамлением для ее миловидного лица, передается со свойственным ранним вещам использованием всего богатства красок палитры.

То же стремление к парадности и красочности проявляется во многих автопортретах художника. Рембрандт теперь часто изображает себя в нарядных одеждах и, несколько облагораживая черты лица, придает своему внешнему облику известную представительность.

Подражая представителям респектабельного общества, Рембрандт занялся коллекционированием произведений искусства. Это дало повод родственникам жены (два брата Саскии были юристами) возбудить против него дело, обвинив в растрате наследства Саскии. Однако в тот период Рембрандт получал очень высокие гонорары и многое мог себе позволить. Так в 1639 он купил себе роскошный дом в богатом районе. Некий рубеж в творчестве Рембрандта отмечает неудача большой заказной картины «Ночной дозор» (1642).

Творческие устремления Рембрандта и его эволюция в течение тридцатых годов подводят художника к решению задачи, которая встала перед ним при получении заказа на групповой портрет амстердамских стрелков, предназначенный для украшения зала их собраний. Эта колоссальная по своим размерам картина (3,59X4,38 м) явилась как бы заключительным аккордом предшествующего развития художника, высочайшей вершиной, достигнутой искусством его времени в создании исторической композиции. Она далеко переросла рамки обычного портрета; Рембрандт дал принципиально новое решение темы, имевшей за собой почти вековую традицию.

Групповой портрет, в котором ярко проявился корпоративный дух голландцев, возник еще в XVI веке, но особенно развился после завоевания независимости. Создание подобных изображений, которые в Северных Нидерландах заменяли собой декоративную стенную живопись, требовало преодоления больших трудностей. Они не должны были превратиться в бытовые сцены, но вместе с тем необходимо было достичь объединения портретируемых в единую группу. В течение почти столетнего развития этого наиболее национального из жанров голландской живописи постепенно выработались два различных типа подобных изображений. Один — выделение праздничной стороны передаваемой сцены; художники объединяли стрелков за пиршественным столом. Обращение ряда участников в сторону зрителя должно было подчеркнуть портретный характер картины. Подобные оживленные сцены пиршеств членов стрелковых обществ были чрезвычайно распространены в Гаарлеме. Они нашли свое наилучшее художественное воплощение в картинах Франса Гальса. Другой тип группового портрета был тот, к которому пришли живописцы Амстердама. Они исходили главным образом из стремления показать деловую связь между членами корпорации, их боевую готовность. Корнелис Кетель в XVI веке, Томас де Кейзер в XVII веке создали торжественный, несколько застылый групповой портрет стрелков с выделенными в центре капитаном, лейтенантом, знаменоносцем и симметрично расположенными по их сторонам прочими членами гильдии. Все они одинаково были повернуты в сторону зрителя, отчего картина производила впечатление сопоставления в одной композиции ряда индивидуальных портретов.

Рембрандта не могло удовлетворить подобное решение проблемы. Свою картину он построил, исходя из стремления связать в едином действии людей, вдохновленных общей для всех идеей. Дана массовая сцена, где впервые в живописи получила яркое выражение сила человеческого единения. В этом принципиально новом взгляде на проблему группового портрета - огромное революционное значение «Ночного дозора». В картине нашел свое воплощение героический дух голландского народа в решающий момент его истории.

До сих пор не решен окончательно вопрос о том, была ли картина заказана для увековечения торжественной встречи Марии Медичи во время ее визита в Амстердам в 1636 году или, как предполагают некоторые ученые, она явилась иллюстрацией к трагедии поэта Вонделя «Геисбрехт ван Амстель».

Однако основной характер сцены ясен для каждого взирающего на эту колоссальную картину. Прозвучал боевой сигнал. Возглавляемые капитаном и лейтенантом стрелки строятся, выходя из-под темной арки ворот. Гремит барабанная дробь, заряжаются ружья, подымаются знамена. Охвативший всех порыв по-разному претворяется в многочисленной массе людей. Художник объединил всех в общем действии, показав вместе с тем индивидуальные варианты единой темы. Перешагнув за рамки обычного группового портрета, Рембрандт дал полное динамики и напряженности действие. Пафос революционных лет нашел свое художественное воплощение в этом изображении выступления стрелков, воодушевленных единой целью.

В позднейшее время холст был обрезан со всех сторон, причем пострадала преимущественно левая часть, где картина лишилась нескольких фигур, а также верх, где теперь не видно завершения арки. Композиция была нарушена. Сделанная в XVII веке копия лучше показывает первоначальный замысел художника. Фигуры капитана и лейтенанта, занимающие теперь центральное положение, были первоначально несколько сдвинуты вправо. Композиция представлялась более уравновешенной, благодаря выдвинутым на первый план боковым фигурам, и вместе с тем более динамичной вследствие сильно выраженного движения вперед центральной группы.

Представителям гильдии стрелков, позировавшим просто для группового портрета, казалась странной попытка художника превратить групповой портрет в жанровую картину. Впрочем, последние исследования говорят, что конфликта не было. Наоборот, 18 заказчиков заплатили художнику 1600 гульденов — сумму, которую за год получал известный профессор университета.

В 1642 Саския умирает. Из четырех детей от этого брака мать пережил только сын Титус. В конце того же года Рембрандт взял в дом домопровительницу — молодую вдову Гертье Диркс. В 1642—49 он пишет мало заказных работ; главным образом изображения посвящены темам простого человека. Несколько раз написал «Святое семейство». В 1646 вновь вернулся к картине «Даная», для которой ему позировала Саския. Фигура Саскии на картине была записана фигурой Гертье Диркс. В 1649 она покинула дом и ее сменила Гендрике Иегерс, по прозвищу Стоффельс. Диркс обвинила художника в нарушении обещания жениться, но благодаря стараниям Рембрандта суд приговорил ее к тюремному заключению. У Гендрике и Рембрандта родилась дочь Корнелия.

В 1653, после поражения Голландии в англоголландской морской войне, в стране начался экономический кризис. Заказы бюргерства стали редкими, уменьшилось число учеников, а на художнике еще висел не выплаченный до конца долг за покупку дома. Рембрандт объявил себя неплатежеспособным и попросил о передаче своего состояния кредиторам. Таким образом он избежал банкротства и долговой тюрьмы. В декабре того же года Титус и Гендрике основали компанию по продаже произведений искусства. Рембрандта они взяли на работу в качестве «советника». Это было юридической уловкой, благодаря которой удалось обойти постановление Гильдии Св. Луки о том, что обанкротившийся художник не может работать в городе и получать с этого доход.

Работы 50-х «Вирсавия (1654), «Аристотель» (1653), гравюры «Жертвоприношение Авраама» (1655) и «Отречение апостола Петра» (1660) демонстрируют человека слабого, опутанного противоречиями, потерянного, но призванного к любви, величию и силе. Несмотря на трудности, художник много работал, но вкусы публики изменились. Широкое сочное письмо Рембрандта при таинственном скрытом освещении больше не устраивало любителей искусства. Тем не менее он продолжал выполнять заказы амстердамского магистрата, писал портреты ведущих предпринимателей. Его посетил Козимо Медичи, будущий герцог Тосканы.

Постепенно произведения Рембрандта приобретают мрачные тона, обнажая глубинный эмоциональный смысл сюжета, а в портретах появляется все возрастающая меланхолия. Но искусство мастера достигает наибольших высот. Он пишет для себя, и среди этих его картин «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660) и «Возвращение блудного сына» — высочайшие достижения мировой культуры.

В 1660 Рембрандт женился на Гендрике, но в 1663 она умерла в возрасте 40 лет. В 1662 художник создал последнюю заказную работу «Групповой портрет синдиков суконного цеха», явившуюся высшим его достижением в жанре группового портрета.

В 1668 умер его единственный сын после шести месяцев супружества. Несмотря на свалившиеся на художника беды, работы 1660-х продолжают тему человеческих возможностей и человеческого совершенства. Особенно остро эта духовная мощь чувствуется в облике слепого Гомера (1663), смертельно больного художника Г. де Лересса (1665) и др. В период между 1629 и 1669 Рембрандт создал ряд картин на религиозные темы и около 60 автопортретов, около 300 офортов и более 1000 рисунков.

Ряд автопортретов шестидесятых годов показывает болезненное одутловатое лицо преждевременно состарившегося человека. Рембрандт не льстит себе, он беспощаден в фиксировании принесенных годами разрушений. Но испещренное морщинами некрасивое лицо с толстым носом и запавшим ртом все озарено вдумчивым серьезным взором. В последнем автопортрете, написанном художником в 1669 году (Гаага, Маурицхейс), так же беспощадно вскрыты приметы старости — глубокие складки, редкие седые волосы, ореолом окружающие голову, полный печали взгляд, направленный на зрителя, и глубоко проникающий в душу. В этом взоре то понимание, та мудрость и та любовь к человеку, которые великий сын голландского народа пронес через всю свою жизнь и которые вдохновляли его на создание величественных произведений поздних лет, таких, например, как написанная в последние годы жизни картина „Возвращение блудного сына".

В последний год художник остался один с дочерью и жил на ее средства. Рембрандт скончался 8 октября 1669 года. Смерть его прошла почти незамеченной. Лаконичная запись о погребении, сделанная в церковной книге, гласит: «Вторник, 8 октября 1669 года, Рембрандт ван Рейн, художник с улицы Розенкраат, что против Домхофа».

Галерея картин АртВедия магазин картин – купить продать искусство через интернет в любую страну. Добавляются картины после модерации.


Аман
Дачная
Ночной дозор
Аман Дачная Ночной дозор
Портрет саскии
Саския в виде флоры
Портрет саскии Саския в виде флоры

Нашли ошибку? Есть чем дополнить? Пишите
E-mail: *
Тема:
Текст сообщения: *
Поля, помеченные знаком *, обязательные для заполнения
 
О проектеКонтактыРеклама на сайтеПользовательское соглашениеновостиИспользуемая литератураКарта сайта


Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только с письменного
разрешения администрации. При использовании материалов
необходимо ставить ссылку на сайт.
Ограничение ответственности
Политика конфиденциальности