Продажа картин и других произведений искусства

По виду изобразительного искусства

По жанру

По технике исполнения

По стилю

По интерьеру


Картины по тематикам
Картины по художникам

Биография художников:

Русские художники
Зарубежные художники


Искусство лечебной живописи

Савицкий Константин Аполлонович (1844—1905)


Главная » Русские художники » XIX (19 век) » Савицкий Константин Аполлонович

Творчество и биография - Савицкий Константин Аполлонович

Савицкий Константин Аполлонович, русский живописец и жанрист. Родился в Таганроге в семье военного врача. В 1862 поступил в Академию художеств в Петербурге, но вследствие недостаточной подготовленности был вынужден уйти и после двух лет усиленной самостоятельной работы в 1864 снова поступил в Академию. В 1871 получил малую золотую медаль за картину «Каин и Авель». Уже в академические годы был близок к Художественной артели И. Крамского, а позднее к Товариществу передвижных художественных выставок и экспонировался на 2-й передвижной выставке (1873). Это возбудило недовольство администрации Академии, которая, придравшись к первому попавшемуся поводу (не сданный в срок из-за женитьбы экзамен), исключила Савицкого из Академии (1873).

Он начал работать самостоятельно над большой картиной «Ремонтные работы на железной дороге». Картина экспонировалась в 1874 на 3-й передвижной выставке. Приобретение ее П. Третьяковым дало Савицкому возможность уехать для продолжения образования за границу. Он продолжил учебу в Париже (1874—76) и написал картины «Море в Нормандии» (1875), «Путешественники в Оверни» (1876) и др.

Товарищество передвижных художественны выставок объединило лучших художников тех лет, и на его выставках регулярно выставляли свои произведения В. Перов И.Крамской, Н. Ге, А. Саврасов, Ф.Васильев, В.Маковский, И. Репин, К. Савицкий, Н. Ярошенко, В. Максимов, В. Суриков, В. Васнецов, Г. Мясоедов, В. Поленов, В. Серов, Н. Касаткин, И. Шишкин, И. Левитан, А. Архипов, С. Иванов, С. Коровин и многие другие. Не будет преувеличением, если скажем, что история русской живописи 1870—1890-х годов это в значительной мере и есть история передвижничества.

Идея Товарищества, выдвинутая художниками Г. Мясоедовым и Н. Ге, зародилась в 1869 году. Осенью того же года группа московских художников — Г. Мясоедов, В. Перов, А. Саврасов, И. Прянишников и другие — выработала проект Устава Товарищества. Вскоре к ним присоединились петербуржцы — И. Крамской, Н. Ге, И.Репин, И.Шишкин, Ф.Васильев, В. Якоби, А. Корзухин, Ф. Журавлев и другие. В 1870 году Устав был утвержден, в декабре состоялось первое собрание членов новой организации, еще через год — первая выставка.

Летом 1876 вернулся в Россию и поселился в Динабурге. В 1878 году, во время своего короткого пребывания в Петербурге, Савицкий начал картину «На Стрелке», изображающую великосветское общество. С нескрываемой иронией рисует он образы представителей петербургской знати. Художник остро передал самоуверенность и чопорность крупных капиталистических дельцов, их походку, наглый и высокомерный вид, жеманство и легкомысленное кокетство их жен, галантность и внешний лоск щеголяющих своими мундирами военных. Написана картина живо, все дано в движении. Она осталась не вполне законченной из-за быстрого отъезда Савицкого в Витебск.

Работа в одиночестве, вдали от друзей начала томить Савицкого, и по возвращении в Петербург он с большой радостью вошел в дружную среду художников, близких ему по своим творческим устремлениям.

Наиболее значительным произведением Савицкого 80-х годов явилась большая картина «На войну». Начата она была под впечатлением русско-турецкой войны. Савицкий долго обдумывал эту тему, о чем говорят многочисленные этюды к картине и более ранний ее вариант. В картине с большой художественной выразительностью передана сцена, до глубины души взволновавшая художника, бывшего свидетелем обрисованного им события, — сцена расставания новобранцев с близкими им людьми. К железнодорожной платформе уже подан состав, идут последние минуты прощания. Около паровоза толстый офицер выслушивает рапорт фельдфебеля. В центре, на переднем плане изображена молодая крестьянка, которая, словно стараясь удержать удаляющегося мужа, протягивает вслед за ним руку и исступленно кричит. Его почти силой уводят товарищи, и он напоследок поворачивает к жене свое побледневшее лицо. Стойко переносит свое горе стройная женщина (в группе слева), которая скорбно прижимает платок к губам, стараясь подавить рыдания. Ее держит за руку бородагый рослый рекрут, сдерживающий свое волнение в эту тяжелую минуту. Плачет на его груди мать, понуро стоит рядом отец. Все эти люди связаны общими переживаниями. Несколько в глубине дана группа подвыпивших солдат, стремящихся забыться в пляске.

Особое значение придает Савицкий одиноко стоящему возле своей телеги крестьянину. Суровый блеск горит в его вскинутом взоре, он, видимо, глубже и объективнее других оценивает происходящее. Тип углубленного в свои мысли крестьянина Савицкий выводил и раньше — в картине «Встреча иконы». Подобные образы помогали Савицкому определеннее выявить идейный смысл своих произведений. Более десяти лет продолжалась работа Савицкого над картиной «На войну». В это же время он создал ряд произведений: «Темные люди» (1882), «Поймали» (1883), «Беглые в Сибири» (1891). Его вдохновляли вольнолюбивые люди, не желающие подчиняться произволу сильных и богатых, привлекали независимые характеры, волновала красота простых тружеников, образы которых созданы художником в таких произведениях, как «Аннушка» (80-е годы) и «Крючник» (1884). Их не сломят нужда и непосильный труд, они являются для художника идеалом человеческой красоты и силы.

В 1891 году Савицкий переехал в Москву. Большую поддержку, как моральную, так и материальную, в это время оказывали ему П. М. Третьяков и И. Е. Цветков, владельцы художественных галерей. Тепло встретили его и друзья-передвижники. Созданное им в эти годы произведение «Спор на меже» (1897) отличается большой социальной остротой. Эта картина была задумана художником еще в 1892 году, под впечатлением аграрных волнений, распространившихся в эти годы в России. В картине показано столкновение крестьян с помещиком в пореформенную эпоху, накануне первой русской революции. Урезывание лучших земель у крестьян было обычным явлением в те годы. За отведенную, подчас совсем негодную землю крестьяне должны были платить выкуп, что заставляло их снова идти в кабалу к помещикам, арендовать у них землю по ростовщической цене.

Савицкий изобразил момент горячего спора из-за размежевания. В этом споре главная роль принадлежит крестьянам. Доведенные до отчаяния, дружно и гневно защищают они свой кусок земли от приехавшего на пашню местного начальства, которое держится с вызывающей надменностью и сознанием своей силы. Образы крестьянок и господ очень жизненны, и зритель чувствует себя как бы свидетелем происходящего события. До боли трогает образ крестьянки, которую грубо отталкивает кулацкого типа мужик, льнущий к господам. Старуха в молчаливом упорстве широко раскинула по земле руки, как бы защищая ее от врагов. Разгневанная женщина схватила землемерный шест и готова ринуться с ним на обидчиков. В молчании стоят за крестьянками мужики. В этой картине Савицкий выявил новые черты характера народа, стремящегося к защите своих исконных прав на землю.

Творческую работу в эти годы художник совмещал с организаторской деятельностью в Московском Товариществе художников. Вполне оправдывая проведенную в Академии художеств реформу и включение некоторых художников-передвижников в состав ее профессоров, Савицкий в мае 1897 года дал согласие принять на себя должность директора вновь открываемого Пензенского художественного училища, подведомственного Академии. В том же, 1897 году Савицкий получил звание академика живописи. Переехав с семьей в Пензу, он с большим увлечением отдался педагогической деятельности, которая и ранее была близка и знакома ему: в 80-х годах он преподавал в художественном училище Штиглица, внедряя там методы реалистического изучения натуры; реалистические принципы проводил он и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавал с 1894 года. Все последние годы жизни Савицкий был полностью поглощен училищем. Помимо преподавания, он подыскивал учителей, приобретал учебные пособия, налаживал музей и библиотеку. Чутко прислушиваясь к нуждам учеников, он всеми силами старался помочь им: устраивал благотворительные вечера, годичные выставки и лекции, посвященные знаменательным датам художественной жизни страны.

Лучшим произведением художника стала «Встреча иконы» (1878. Гос. Третьяковская галерея). Она была выставлена на 6-ой выставке картин Товарищества передвижников. Изображая жизнь глухой белорусской деревни, где гнет помещиков проявлялся с особенной силой, Савицкий в своей картине поднимал социально острый вопрос о тяжести существования задавленного нуждой крестьянства, показывал, как господствующие классы стремились «умиротворить», успокоить народ в религиозном дурмане. Приехавшие в деревню протопоп, с налитым лицом и разбухшим красным носом, и дьячок, нюхающий табак, обрисованы художником с явной иронией. Напротив, с большой теплотой изобразил Савицкий пришедших встретить икону людей, глубоко раскрыл всю сложность их переживаний, а в образе погруженного в свои думы крестьянина,безучастно стоящего среди коленопреклоненных и как бы олицетворяющего собой пробуждение сознания народа, передал нарождающийся глухой протест. Крестьяне обрисованы им с любовью и сочувствием. Именно они, эти угнетенные люди, со своими думами, горестями и упованиями, а не религиозный обряд занимают прежде всего художника-демократа. Он не пытался скрыть темноту народа, его религиозность, порожденную бесправием и безысходной бедностью. Тем самым художник сурово критиковал действительность.

Значительность содержания картины сочетается с простотой и ясностью художественного языка. Композиционный дар Савицкого проявился здесь во всей своей полноте. Отдельные фигуры картины, ритмически чередуясь и вплетаясь в общую многочисленную группу, создают целостное впечатление единой толпы. Хорошо удался Савицкому и пейзаж, отличающийся тонкой поэтичностью, прекрасно передающий окраину деревни. Несколько сдержанный, приглушенный колорит вполне соответствует пасмурному, серенькому летнему дню, изображенному художником. Для достижения разнообразия красочных тонов Савицкий прибегнул здесь к сложной многослойной живописи.

Из статьи В. Стасова «Передвижная выставка» в газете «Новое время» за 29 и 30 марта: «.. .Мне хочется начать свой обзор выставки с того, что на ней есть самого важного, т. е. с доказательств успе и развития. Выше и важнее этого, конечно, ничего нет. Как сочинение, мне кажется самою значительною на выставке «Встреча иконы» г. Савицкого. Вместе с тем, это лучшая картина этого художника <...> Г-н Савицкий нежданно-негаданно привез на передвижную выставку картину, хотя и опять большую, но превосходную, хотя и грязно и серо написанную, но полную такого содержания, таких типов и такой правды, которые делают ее одним из самых значительных и важных созданий новой русской школы. Вся картина в общей сложности — это богатая масса мотивов, выразивших самое искреннее чувство, веру, счастье душевное, порыв энтузиазма, тихое довольство и обожание — тут же рядом ум и глупость, смышленность и ограниченность, жирную сытость и изнуренную долгими годами скудость <...> Мне кажется, г. Савицкого немного выгораживает во-первых, то, что у него в картине действие происходит русскою, невзрачною, пасмурною осенью, незадолго до холодов, а, во-вторых, то, что вообще русской школе краски не дались <…> К.Савицкий считался истинным мастером жанра «хоровых картин» в среде передвижников. В картинах Савицкого, по существу, нет главных героев, в них живет, действует, страдает коллективный герой — народ. Это и вчерашние хлеборобы, бродяги, бурлаки, ставшие чернорабочими на строительстве железной дороги, и крестьяне бедной северной деревеньки, высыпавшие навстречу «чудотворной» иконе, и рекруты, отправляющиеся на войну, одни — удрученные разлукой с семьей, другие — заливающие горе в лихорадочном отчаянном веселье... Не безликая, серая толпа, а люди, объединенные общей судьбой, каждый из которых — индивидуальность, со своим характером и внутренней жизнью. Не всегда Савицкому удавалось добиться гармонического единства колорита и световоздушной среды, полной естественности, убедительности целого и деталей, использования всех выразительных возможностей живописи, но это не должно заслонить от нас неоспоримых достоинств его картин, демократичности и гражданственности художника, его глубокой искренни любви к народу.

В 1880 поселился в Петербурге и начал преподавать живопись в Училище технического рисования барона Штиглица. Переехав в 1891 в Москву, стал членом Товарищества передвижных художественных выставок и постоянно участвовал в них. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1895 реформированная Академия признала его академиком, а в 1897 он был назначен директором рисовальной школы в Пензе.

Артведия – это купля продажа картин в интернете по ценам художников.


Нашли ошибку? Есть чем дополнить? Пишите
E-mail: *
Тема:
Текст сообщения: *
Поля, помеченные знаком *, обязательные для заполнения
 
О проектеКонтактыРеклама на сайтеПользовательское соглашениеновостиИспользуемая литератураКарта сайта


Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только с письменного
разрешения администрации. При использовании материалов
необходимо ставить ссылку на сайт.
Ограничение ответственности
Политика конфиденциальности