Продажа картин и других произведений искусства

По виду изобразительного искусства

По жанру

По технике исполнения

По стилю

По интерьеру


Картины по тематикам
Картины по художникам

Биография художников:

Русские художники
Зарубежные художники


Искусство лечебной живописи

Боголюбов Алексей Петрович (1824-1896)


Главная » Русские художники » XIX (19 век) » Боголюбов Алексей Петрович

Творчество и биография - Боголюбов Алексей Петрович

Картины художника

Боголюбов Алексей Петрович (1824-1896) — русский живописец, пейзажист, маринист. Внук А. Радищева, он в 1841 г. окончил Морской кадетский корпус. Уже в эти годы проявилась его страсть к рисованию: все свободное время юноша посвящал карикатурам на своих товарищей и преподавателей. После окончания Морского корпуса в звании мичмана Боголюбов уходит в плавание, что дает ему возможность увидеть чужие страны. Так, в 1847 г. он попадает в Лондон, где посещает художественные галереи. Живопись английских мастеров вызывает в нем огромное восхищение. В 1848 г. Боголюбов знакомится с европейской живописью в музеях Харлема, Роттердама и Амстердама. В этом же году рисунками молодого художника заинтересовался президент Академии художеств герцог Максимилиан Лейхтенбергский, находившийся вместе с Боголюбовым на пароходе «Камчатка». По его протекции молодого человека приняли в Академию художеств.

На острове Мадейра Боголюбов познакомился с К. П. Брюлловым. Это знакомство во многом определило дальнейшую судьбу молодого художника. Ранние работы Боголюбова, написанные под влиянием марин Айвазовского, отличаются условностью и театральностью композиции, пестротой цветовой палитры («Пароход-фрегат "Камчатка"», 1848, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург). В 1849 г. Боголюбов начал учиться в Петербургской Академии художеств, где его наставниками были пейзажист М. Н. Воробьев и баталист Б. П. Виллевальде. Большое влияние оказал на него И. К. Айвазовский. В 1851 г. он создает свои первые самостоятельные работы — виды Кронштадтской гавани, «Наводнение в Кронштадтской гавани в 1842 году», а также три картины, за которые получает Малую золотую медаль: «Отбытие герцога Максимилиана Лейхтенберг-ского из Лиссабона», «Бой брига «Меркурий» с двумя турецкими кораблями» и «Вид Смольного монастыря с Большой Охты».

В ранних работах Боголюбова прослеживается влияние живописной манеры М. Н. Воробьева. Близость к учителю ощущается и в тематике боголюбовских картин. От Воробьева идет и искусная передача световоздушной среды, а в умелом изображении прозрачности и глубины моря чувствуется близость к Айвазовскому. В 1853 г. Боголюбов закончил Академию художеств, получив Большую золотую медаль за свою работу «Вид взморья в Петербурге в летнюю погоду» и три картины с видами Ревеля. В этом же году стал художником в Главном морском штабе. Золотая медаль Академии дала ему право на поездку за границу. Перед путешествием живописец получил от Николая I заказ на семь больших полотен на тему истории Крымской войны. С 1854 по 1860 г. Боголюбов посетил Францию, Италию, Турцию, Германию, Швейцарию, Голландию. Работал в Париже и Женеве. Много времени уделял натурным этюдам. В Антверпене и Брюсселе он восхищался искусством Рубенса и Ван Дейка, делал зарисовки кораблей. В Венеции художник открыл для себя Карпаччо и живопись мастеров итальянского Возрождения. Боголюбов пишет виды Венеции, традиционное изображение каналов и архитектурных построек приобретает у него необыкновенную выразительность и эмоциональность («Ночь в Венеции», 1856, собрание А. В. Гордона).

За границей он продолжал учиться у известных художников. В Женеве пользовался советами А. Калама, в Париже — знаменитого мариниста Л. Г. Изабе, в Дюссельдорфе в течение двух лет брал уроки у А. Ахенбаха. В Риме Боголюбов познакомился с А. А. Ивановым, который купил у молодого художника полотно «Вид Сорренто». Иванов дал ему ряд ценных советов, которыми Боголюбов в дальнейшем воспользовался. Во время пребывания в Париже Боголюбов посещает школу Кутюра, но учится он больше у своих товарищей, чем у этого модного живописца. В выходные дни художник часто приходит в Лувр и Люксембургский музей, восхищаясь творениями французских мастеров. В 1856 г. живописец отправляется в Турцию, чтобы писать этюды с натуры для царских заказов. Он создает множество этюдов с видами Константинополя и Синопа. Совершив путешествие в Грецию, художник возвращается в Париж (1857). В доме Л. Г. Изабе Боголюбов познакомился с П. Деларошем, Ж. О.Д. Энгром, Ш.Ф. Добиньи, К. Коро К. Тройоном.

В эти годы Боголюбов создает множество картин и этюдов («Ярмарка в Амстердаме», 1859; «Рыбный рынок в Схевенингене», 1859 — обе в Русском музее, Санкт-Петербург). С 1856 по 1860 г. художник упорно работает над созданием полотен, посвященных Крымской войне. Он использует этюды и рисунки, привезенные из Турции, рассказы очевидцев военных действий и планы сражений. Настоящий знаток кораблей, Боголюбов достоверно и точно воспроизводит морские баталии. В то же время композиции этих произведений статичны и излишне усложнены. В отличие от поэтичных морских сражений Айвазовского работы Боголюбова напоминают сухой документальный отчет о военных действиях («Истребление турецкой эскадры при Синопском рейде», 1856-1860; «Бой парохода "Владимир" с турецким пароходом "Перваз-Бахри"», 1856-1860 — обе в Центральном военно-морском музее, Санкт-Петербург; «Синопское сражение 18 ноября 1753 г.», 1857-1859, Русский музей, Санкт-Петербург). Вернувшись на родину, художник представил свои работы на выставке в Академии художеств. Выставка принесла ему большой успех. От императора Боголюбов получил новый заказ — написать историю морских сражений Петра I.

В 1861 г. Боголюбов стал профессором «живописи морских видов» в Петербургской Академии художеств. В этом же году совершил вместе с братом путешествие по Волге, а позднее, в 1863 г., — еще одно. Впечатления, полученные во время путешествия, отразились в таких известных его работах, как «Ипатьевский монастырь под Костромой» (1861, Третьяковская галерея, Москва), «Закат солнца в Нижнем» (1861, Русский музей, Санкт-Петербург), «Крестный ход в Ярославле» (1863, Государственный музей им. А. Н. Радищева, Саратов). В картине «Ипатьевский монастырь под Костромой» художник с боль-шм мастерством изобразил воду, сверкающую в нежно-желтых лучах заката. Тишиной и покоем веет от силуэтов городских построек и церквей, мачт, вырисовывающихся на фоне светлого неба. В 1863 г. художник побывал на Дону и в Крыму. Замечательны крымские пейзажи Боголюбова, они поразительно точно и реалистично передают своеобразную красоту южной природы («Крым. Буюк Лам-бат», 1863, Русский музей, Санкт-Петербург). В этих работах черты романтического искусства, присущие раннему творчеству живописца, практически исчезают.

В 1865 г. Боголюбов уезжает в Швейцарию, а оттуда — в Дюссельдорф. Здесь он приступает к работе над изображениями морских сражений Петровской эпохи (эскиз «Первое сражение русского корабельного флота под командой Сеня-вина около о. Эзель со шведским флотом», 1866; «Сражение при Красной Горке, 1790 г.», 1870-е — обе в Государственном музее им. А. Н. Радищева, Саратов; «Бой у о. Эзель 24 мая 1719 г.», 1866-1872, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург). Художник виртуозно передает воздушную среду, особую выразительность его письму придают тонкие светотеневые эффекты. Я отличие от морских баталий 1850-х гг. эти произведения характеризуются хорошо обдуманным и цельным композиционным построением, в них художник предстает уже зрелым мастером. Хотя его марины несколько консервативны по форме, они пронизаны глубоким лиризмом и тонким поэтическим чувством. В 1869 г. в Петербурге проходила выставка произведений Боголюбова, на которой была представлена одна из лучших его больших композиций — «Крушение фрегата "Александр Невский"» (1868, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург). Постепенно живопись художника становится более реалистичной. Используя все богатство своей палитры, мастер передает переходные состояния природы в разное время суток («Лунная ночь на реке», 1869, собрание П. И. Абашина). Если его ранние работы отличались созерцательностью, то теперь живописца интересует эмоциональное содержание, сближающее его работы с «пейзажем настроения» («Вель. Двор фермы. Осень», 1870-е, Русский музей, Санкт-Петербург). Перед зрителем предстает обобщенный образ природы, пронизанный глубоким поэтическим чувством («Устье Невы», 1872, Третьяковская галерея, Москва). В 1870 г. Боголюбов вновь посещает Париж. С 1871 г. он принимает активное участие в выставках передвижников.

С 1873 г. Боголюбов, страдающий болезнью сердца, зимой живет в Париже, возвращаясь в теплое время года в Россию. Во Франции вокруг него собираются молодые художники — В. В. Верещагин, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, К. А. Савицкий, И. П. Похитонов. По его инициативе в 1877 г. в Париже было основано Общество взаимного вспомоществования русских художников. Боголюбов помогал также организовывать в столице Франции выставки русского искусства. Во Франции художник продолжает плодотворно работать, он пишет пейзажи и марины, передавая с помощью образов природы свои чувства и эмоции («Суда в гавани Дьепп», 1870-е, Русский музей, Санкт-Петербург; «Вель (Франция)», 1874, Государственный художественный музей им. А. Н. Радищева, Саратов). Также лиричны и эмоциональны пейзажи, написанные живописцем на родине («Пруд в Петровском-Разумовском», 1870-е, Русский музей, Санкт-Петербург). К началу 1880-х гг. Боголюбов — признанный мастер и широко известный художник. Замечательны его пейзажи, созданные в этот период («Вид Саратова с Соколовой горы», «Москва-река у Звенигорода», 1880-е — обе в Государственном музее им. А. Н. Радищева, Саратов).

Не оставляет Боголюбов и морскую тематику. Его марины убедительны и реальны, они лишены той эффектности, которая присуща морским пейзажам Айвазовского. На полотне «Прибой в Ментоне» (1889— 1891, Центральный военно-исторический музей, Санкт-Петербург) живописец с большой достоверностью изобразил волнующееся море. Последние лучи заходящего солнца пробиваются сквозь тяжелые темные тучи, затянувшие небо. У самого горизонта едва заметен накренившийся парус одинокой лодки. Напряженным драматизмом и тревогой веет от изображения грозной и величественной стихии. В маринах Боголюбова почти всегда присутствуют люди — это рыбаки в лодках; художники, выполняющие этюды на берегу; семьи, прогуливающиеся по набережной. Человек в его пейзажах неотделим от природы, он сливается с ней и живет ее жизнью. Большой интерес вызывают графические работы Боголюбова. В его творческом наследии множество набросков, путевых зарисовок и станковых рисунков. Мастерски владел художник техникой офорта, литографии, акварели. Активный участник Товарищества передвижных художественных выставок, в 1885 г. Боголюбов открывает в Саратове Художественный музей, экспозицию которого составила собранная им большая коллекция картин русских и зарубежных художников, а также коллекция предметов прикладного искусства. Музей был назван в честь знаменитого деда художника. Уже после смерти Боголюбова, в 1897 г., при музее открылось Рисовальное училище.

В 1893 г. Боголюбов стал действительным членом Академии художеств. В 1895 г. он написал книгу «Воспоминания», а в 1896 г. — «Записки моряка-художника». Боголюбова почти всегда присутствуют люди — это рыбаки в лодках; художники, выполняющие этюды на берегу; семьи, прогуливающиеся по набережной. Человек в его пейзажах неотделим от природы, он сливается с ней и живет ее жизнью. Большой интерес вызывают графические работы Боголюбова. В его творческом наследии множество набросков, путевых зарисовок и станковых рисунков. Мастерски владел художник техникой офорта, литографии, акварели. Активный участник Товарищества передвижных художественных выставок, в 1885 г. Боголюбов открывает в Саратове Художественный музей, экспозицию которого составила собранная им большая коллекция картин русских и зарубежных художников, а также коллекция предметов прикладного искусства. Музей был назван в честь знаменитого деда художника. Уже после смерти Боголюбова, в 1897 г., при музее открылось Рисовальное училище.

В 1893 г. Боголюбов стал действительным членом Академии художеств. В 1895 г. он написал книгу «Воспоминания», а в 1896 г. — «Записки моряка-художника».

Галерея эксклюзивной живописи и других произведений искусства. Здесь можно купить красивую картину от известнейших российских мастеров кисти.


Петербург при закате солнца
Пиза. Вид на баптистерий и собор
Парусники в заливе
Петербург при закате солнца Пиза. Вид на баптистерий и собор
год: 1863
Парусники в заливе
год: 1860
Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери (Франция)
Венеция ночью
Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери (Франция)
год: ок. 1859
Венеция ночью

Нашли ошибку? Есть чем дополнить? Пишите
E-mail: *
Тема:
Текст сообщения: *
Поля, помеченные знаком *, обязательные для заполнения
 
О проектеКонтактыРеклама на сайтеПользовательское соглашениеновостиИспользуемая литератураКарта сайта


Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только с письменного
разрешения администрации. При использовании материалов
необходимо ставить ссылку на сайт.
Ограничение ответственности
Политика конфиденциальности